другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
Новый мир Информационно-образовательный портал. Бесплатные курсы.
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал

Как нам реорганизовать…


11 Апреля 2006 года

Как нам реорганизовать…

Д. Волков - Computer word

После окончания вуза, по мнению Игоря Морозова, ректора  "Академии АйТи", практически любого специалиста приходится дополнительно обучать в течение полугода, ибо институты по-прежнему ориентированы на подготовку "теоретиков", хотя более 90% их выпускников идут работать в индустрию. В России отсутствует система комплексной подготовки квалифицированных кадров, которая бы интегрировала школьное, среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование (ДПО).

Если за рубежом, по наблюдениям Морозова, рынок образования является кусочно-непрерывным - в нем отсутствуют автономные "островки" корпоративного и академического обучения и существует взаимная кооперация и специализация учебных заведений, то у нас картина иная.

Все субъекты системы образования работают независимо, отсутствуют связи между вузами, центрами дополнительного образования (которых сегодня насчитывается уже более 1,5 тыс.), и т. д.

Общеобразовательные школы выпускают сейчас 22 млн. человек в год, средние профессиональные учреждения - 1,8 млн., высшая школа - 3,5 млн., учреждения системы ДПО - 2,3 млн., из которых 1,47 млн. нуждаются в повышении квалификации, а остальные - в профессиональной переподготовке.

По разным оценкам, национальной экономике сейчас ежегодно требуется повышение квалификации и профессиональная переподготовка для 5-6 млн. человек, однако вузы по старинке делают акцент на выпуске специалистов широкого профиля, умеющих делать "все понемногу", практически отсутствует система средней специальной подготовки кадров для ИТ-индустрии.

Как следствие, в сфере ИТ активно развиваются системы ДПО и корпоративного обучения, однако коммерческие образовательные учреждения в их современном виде не справятся с этой задачей - требуется интегрировать эту форму обучения в систему непрерывного образования специалистов в течение всей их профессиональной деятельности.

При достаточно большом количестве выпускаемых специалистов, вполне способном удовлетворить требования растущей экономики, развитию ИТ-образования мешает ряд факторов. Как полагают в  "Академии АйТи" , это нехватка квалифицированных преподавателей, отставание образовательных стандартов от современных требований и обособленность отечественной методологической деятельности от общемировой. Одни учат, другие переучивают.

Проблема в том, что университеты не знают, как учить, например, новым методам моделирования программных систем (Agile-Методы, UML и т. п.), и с некоторой враждебностью относятся к инструментальным средам, продолжая учить студентов кодированию без какого-либо моделирования и проектирования. Ряд университетских профессоров никогда не участвовали в промышленных проектах разработки программных продуктов, поэтому продолжают учить просто программированию, а не работе в отрасли программной инженерии.

Незрелость отечественного рынка образовательных услуг выражается и в нежелании учебных центров кооперироваться друг с другом, возможно, из-за боязни потерять свой кусок пирога, хотя потенциал этого рынка Морозов оценивает в 500 млн. долл., из которых сегодня "осваивается" лишь 100 млн.

Одна из причин этого - изменение структуры потребления услуг обучения. Клиентам уже не требуется лишь получение навыков работы с продуктами конкретного производителя, как это было три-четыре года назад, - интерес представляют интегральные курсы и программы, включающие бизнес-образование, навыки проектирования сложных программных систем и управления ИТ-проектами.

Прошли времена программистов-администраторов. Кстати, как отмечают в  "Академии АйТи" , потребность в интеграции хорошо ощущается при работе с государственными предприятиями: принятый относительно недавно закон № 79-ФЗ о государственной гражданской службе увязывает требования к должностям с уровнем профессиональной подготовки государственных служащих всех категорий и стимулирует чиновников к системности в получении образования.

Решение задачи интеграции ДПО в общенациональную систему обучения требует, в частности, по мнению Морозова, создания Ассоциации ИТ-образования и изменения стиля работы всех учебных центров, занятых в этой сфере. Для  "Академии АйТи"  это означает, по словам Александры Логиновой, директора по маркетингу, изменение позиционирования и инструментов работы с клиентами, а также смену имиджа.

С 10 апреля все представительства компании (а их 21) будут работать не только по новым программам, но и с новым логотипом, символизирующим "динамичное движение, сочетание лучших академических традиций и технологических инноваций".