другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Аплана Европа». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
Новый мир Информационно-образовательный портал. Бесплатные курсы.
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал

Роль обучения персонала в ИТ-проекте

Роль обучения персонала в ИТ-проекте


13 Февраля 2012 года

Роль обучения персонала в ИТ-проекте

Игорь Морозов, ректор Академии АйТи, специально для портала i-business («Национальная деловая сеть»)

Не секрет, что успешность и эффективность ИТ-проектов зависит от уровня квалификации персонала, задействованного в администрировании и доработке ИТ-системы, а также подготовленности конечных заказчиков проекта – руководителей и рядовых сотрудников.

Сегодня на рынке представлены два основных вида корпоративного ИТ-обучения. Первый и наиболее распространенный — регулярная подготовка и переподготовка персонала. Второй — обучение сотрудников в рамках проектов по внедрению новых информационных или инженерных систем.

Здесь очень важен баланс. Понятно, что регулярная подготовка и переподготовка ИТ-персонала и пользователей по мере совершенствования информационных систем необходима. Но следует избегать поверхностного подхода и ко второму варианту. Такое, увы, происходит все еще довольно часто. Многие компании недооценивают роль ИТ-обучения в ходе реализуемых ИТ-проектов. Тем не менее, это один из способов выяснить, насколько эффективно поработала проектная команда и узнать, используют ли сотрудники все возможности запущенной в эксплуатацию системы.

Поскольку Академия АйТи является составной частью группы компаний, ведущей множество ИТ-проектов, нам хорошо видна тесная связка между проектами в сфере автоматизации бизнеса и вопросами обучения персонала. Понятны и проблемы, возникающие в этой сфере.

Любая проектная деятельность осуществляется в рамках некоторых ограничений. Часто — весьма жестких. Наиболее «популярные» ограничители — время (сроки) и стоимость. Если бы их не было, любой проект выглядел бы легкой увеселительной прогулкой. Но это мечта. В реальности же при запуске почти любого ИТ-проекта, практически в любой организации возникает дискуссия о том, нужно ли дополнительно готовить людей к работе с внедряемым инструментарием, а если готовить, то какой бюджет следует выделить на это, и сколько времени займет сам процесс подготовки персонала. Иногда руководители считают, что проще отказаться от ИТ-обучения вообще. Но практика показывает, что недооценка важности подготовки персонала к работе с новой системой, зачастую может приводить к серьезным сбоям – как с точки зрения функционала, так и с точки зрения соблюдения сроков планирования.

Даже если принято принципиальное решение о том, что обучать сотрудников основам работы с новыми информационными или инженерными системами нужно, — дискуссия не прекращается. Следом на обсуждение выносится вопрос: «Как учить?». Действительно, можно ведь отправлять работников на курсы, можно организовать систему обучения внутри компании или использовать комбинированную модель.

Стоит ли тема дискуссий? В целом — да, если итогом обсуждений становятся оптимальные решения. Разумеется, тут же возникает вопрос — что такое оптимум? Но здесь как раз ответ известен. Нужно так построить обучение, чтобы в последствии информационные системы работали и использовались — правильно.

Существует несколько подходов к тому, как организовывать обучение персонала (в том числе ИТ-персонала) в ходе реализации проектов по автоматизации бизнеса. Одни заказчики предпочитают авторизованное обучение. Другие считают, что лучше всего применять дистанционное обучение в различных формах. В ходу и множество комбинированных вариантов.

В качестве примера рациональной организации ИТ-обучения в рамках проекта внедрения новой информационной системы можно привести реализованный нами контракт для одной из крупных государственных организаций. К нам обратилось огромное ведомство с территориально-распределенной структурой, перед которым стояла задача обучения специалистов всех уровней, причем начиная с руководства. Подобный проект по определению был связан с существенными расходами, которые предстояло оптимизировать, и значительной организационной работой.

В ходе работы было принято решение в пользу комбинированного обучения. Сотрудники в основном учились дистанционно, что значительно снизило издержки. В противном случае индивидуальные консультации каждого специалиста вылились бы в огромные для заказчика деньги. Попутно подготовка специалистов по унифицированным формам и курсам (с последующей сдачей экзаменов) позволила получить полную картину по оценке результатов обучения, мониторинг которой тщательно проводили как мы, в качестве исполнителя, так и руководство со стороны заказчика.

Проект был уникален не только с точки зрения масштаба, но также с точки зрения отношения руководителя, который и сам прошел обучение, и уделил значительное внимание оценке результатов сотрудников. Сегодня для российского рынка такой высокий уровень поддержки ИТ-обучения со стороны руководства пока еще нетипичен. Тем не менее, этот момент критически важен для успеха как образовательной части, так и проекта в целом.