Высшее экономическое и бизнес-образование в информационном сообществе
Дата: 10 января 2005 года
Убедительный прогресс информационного обеспечения учебного процесса заставляет нас по-новому взглянуть на современное состояние профессионального образования в России. За последние несколько лет возможности информационно-компьютерных технологий впечатляюще выросли и продолжают расти.
Что же с предъявляемыми образованием потребностями? Как они влияют на содержание, уровень и качество современного образования сделавшиеся доступными гигантские информационные ресурсы?
1. Информационная революция и образование в России. Есть ли в нашем образовании революционные преобразования?
Информационная революция, обеспеченная технологическими возможностями Интернета и информационными ресурсами Веба, для образования означает гораздо больше, чем компьютерная революция: образование - это прежде всего передача и получение информации и знаний, а уже затем - быстрые и точные расчеты.
Интернет позволяет не просто повысить эффективность обучения, но и изменить саму природу обучения. Средства Интернет особенно важны для России, находящейся в затянувшемся переходном периоде, когда требования эффективности экономики высвобождают человеческие ресурсы, а аналогичные процессы в образовании - заставляют переучивать новым специальностям наиболее способных преподавателей. Одним словом, появившаяся техническая и информационная среда позволяет предположить кардинальные изменения в характере обучения студентов и переобучения специалистов, в том случае, если новые технологии будут поддержаны созданием адекватных современных дидактических методов.
В новых условиях студент получает больше возможностей поиска необходимых знаний, а преподаватель из знатока истины в последней инстанции превращается скорее в помощника, лоцмана в лабиринте информационных ресурсов. При этом появляется больше возможности для истинно творческого общения ученика и учителя. Значительно усложняется жизнь остановившихся в развитии, не интересующихся последними достижениями в своей области преподавателей. Практически невозможно навязывание одной обязательной точки зрения:обучаемый свободен в выборе автора или профессора (из любой страны или любого периода), чья интерпретация проблемы и подхода к ее решению ему более близки (или понятны).
Появились принципиально новые возможности для переобучения и профессиональных консультаций, которые могут быть осуществлены по запросу именно в тот момент, когда они необходимы без обязательного передвижения специалистов. С помощью сетей и мобильного доступа исчезает зависимость от пространства и времени. Помимо методических материалов создаются виртуальные группы специалистов для переобучения совпадающим профессиям, равно как и виртуальные колледжи.
Наборы потенциальных новых форм обучения поистине безграничны, их невозможно перечислить. Как глубоко они проникают в практику современного российского образования? Следует признать, что наши успехи здесь весьма скромны. Прогресс в образовании естественно следует за успехами в изучаемых науках, но – в не меньшей степени – и в технологиях, экономике, обществе. При этом существует определенный временной лаг, разделяющий появление достижения и его использование в образовании. Этот феномен хорошо известен в информационных технологиях: обновление элементной базы идет быстрее, чем обновляется аппаратный парк, использующий новые элементы. С еще большей задержкой осваивает достижения информационных технологий пользователь в бизнесе, получая приложения и функциональные подсистемы, построенные с использованием новых ИТ. Можно говорить о различиях в величине лага в зависимости от отрасли, страны. В случае с образованием межстрановое различие лагов использования ИТ достаточно очевидно – достаточно сравнить, например университеты России и США. Однако нам более интересно различие лагов для разных отраслей, если в российском образовании выделить традиционное обучение студентов и коммерческое бизнес-образование, считая их условно разными отраслями. Очевидно, что в бизнес-образовании новые достижения НТП осваиваются быстрее, чем в обычных вузах. Возможно, коммерческое бизнес-образование в России может стать технологическим локомотивом для традиционного экономического образования?
Безусловно, да – но дело, однако, не столько в инструментарии.
Принципиальным здесь представляется то, что уровень технологического вооружения экономистов может вырасти только в случае соответствующего роста уровня экономического образования. Только современные учебные курсы, ориентированные на интенсивное обучение с изрядной долей самостоятельной работы студентов, реально нуждаются в современных ИТ. Курсы, читаемые по старым, пропахшим нафталином программам, не нуждаются в сетях и компьютерах. Только вместе с профессиональными навыками серьезного современного экономического анализа появляется реальная потребность и необходимые знания для применения адекватных информационных инструментов.
2. Дистанционное образование (ДО) – лозунг или реальность?
Никому не надо доказывать, что эффективное обучение в условиях ограниченного доступа студента к преподавателю возможно только при наличии развитого методического обеспечения. Очевидно, что методическое обеспечение ДО во многом определяется существующими и применяющимися учебниками и учебными пособиями, которые необходимо адаптируются для представления в электронном виде. Ни для кого не секрет, сколь недостаточен методический багаж современного экономического образования в России. Попытки существенно пополнить его за счет переводов зарубежной литературы не обеспечили качественного прорыва в этой области. Сегодня есть надежда на прогресс в этом направлении, благодаря работам российских вузов по созданию современной методической базы экономического образования в рамках займа, предоставленного Всемирным Банком. Однако в договорах, выполняемых в его рамках, материалы для ДО – лишь возможная опция.
Можно констатировать, что методическое обеспечение ДО в России сегодня далеко от совершенства: несмотря на многолетнюю и довольно успешную практику заочного обучения мы пока не имеем в своем распоряжении жизнеспособной концепции электронного учебника. Можно предположить, тем не менее, что положение изменится и такие труды появятся в распоряжении российских студентов. В этой ситуации представляется полезным введение обязательных стандартов для учебных материалов, появляющихся на сети. Главная цель таких стандартов – исключение возможности появления некачественных учебных пособий. Нельзя допустить, чтобы современные информационные технологии использовались для распространения устаревших знаний.
Стандарты могут определять и форму и содержание учебного материала. Например, по форме: электронный учебник должен иметь, по крайней мере четыре компонента:
- учебник для студентов;
- указания для преподавателя;
- задачник или набор ситуаций для анализа;
- материалы для чтения из источников – оригиналов.
Содержательно, учебники по каноническим курсам должны содержать сведения по заданному набору тем, изложенных с использованием конкретных методов.
Отметим, что введение стандартов определяет нижнее положение планки качества обучения, но не вводит ограничения на него сверху.
Реально удовлетворение требованиям стандартов можно добиться введением сертификации и учебных материалов и учебных центров, использующих ДО.
Большую пользу развитию методического обеспечения ДО может оказать обязательное и интенсивное рецензирование появляющихся методических материалов как на официальном уровне – в соответствующих журналах, так и непосредственно в сети, для чего создаются сайты критических замечаний читателей.
Около двух лет назад Академия АйТи начала вести активную работу в этой области, и сегодня располагает проверенными практикой методическими разработками, помогающими использовать дистанционные технологии в учебном процессе. Академия АйТи предлагает заказчикам не только услуги – предварительный консалтинг, обучение, разработку методических материалов и уникальных курсов, но и законченное решение – корпоративную систему дистанционного обучения, учитывающую особенности каждого предприятия.
Одно из направлений работы Академии АйТи в области дистанционного обучения – обучение специалистов с помощью предоставления доступа к серверу Академии АйТи. Сейчас в системе дистанционного образования доступен широкий спектр курсов и тестов Академии АйТи и ведущих производителей программного обеспечения и оборудования. Среди них особое место занимают курсы уникальной программы «Экономика информационных систем», которая предназначена для руководителей и специалистов информационных служб предприятий, менеджеров высшего и среднего звеньев. Программа дает знания и навыки для обоснованного принятия решений, связанных с созданием, использованием и совершенствованием информационных систем. Теперь с помощью дистанционных технологий клиенты Академии АйТи могут получить полноценные знания по курсам «Современные модели управления ИТ.Экономический анализ и бюджетирование ИТ», «Информационные технологии поддержки принятия решений в экономике» и «Электронный бизнес».
Эти курсы, как и вся программа «Экономика информационных систем», стали результатом тесного сотрудничества преподавателей Академии АйТи и кафедры экономической информатики МГУ.
Особенно важно, что доступ к этим информационным ресурсам открыт и для студентов МГУ, обучающихся в магистратуре по специализации «Экономическая информатика», где занятия проводят наряду с университетскими преподавателями – и специалисты АйТи, представляющие конкретные результаты разработки информационных систем.
3. Образование и необразовательный бизнес – сотрудничество, как синергетический источник.
Инвестиции в создание будущих рынков собственной продукции и подготовку квалифицированных специалистов для собственных предприятий – главное достоинство грамотного стратегического планирования. Сотрудничество вузов, вендоров, консультантов, интеграторов и клиентов оказывается взаимно выгодным: с одной стороны, вузы получают доступ к современным информационным технологиям, а также – к знаниям о том, как их применять. С другой – разработчики и эксплуатанционщики ПО и ИТ получают прямой доступ к недостающим университетским знаниям, возможность участия в подготовке молодых специалистов по профилю и в соответствии с корпоративными стандартами собственных компаний. Особенно эффективно такое сотрудничество налаживается в рамках корпоративных академий, формирующих коммерческие программы обучения, повышения квалификации и переобучения профессионалов.
Конкретный пример: вышеупомянутый проект «Экономика информационных систем», созданный совместными усилиями Академии АйТи и МГУ.
Хотелось бы отметить, что эта программа органично вписалась в новую концепцию Академии АйТи работы с крупными корпоративными заказчиками - Integrated Learning Solution (ILS). Достоинство этой методологии в том, что она позволяет создавать законченные комплексные решения в области развития ИТ-персонала и пользователей корпоративных информационных систем. Это решение всегда учитывает индивидуальные особенности бизнеса заказчика и позволяет эффективно решать задачи как в области получения максимального эффекта от использования информационных технологий, так и в области управления персоналом. Интегрированные между собой, компоненты ILS позволяют обеспечить должный уровень профессиональных компетенций персонала заказчика для создания и развития корпоративной информационной системы на всем протяжении ее жизненного цикла. Стоит ли говорить, что без использования интеллектуального потенциала ведущих государственных учебных и научных институтов качество этой методологии было бы существенно ниже.
Резюмируя все вышесказанное, можно уверенно говорить о том, что:
1. современное состояние информационно-компьютерных технологий обеспечивает все необходимые условия для выхода России на качественно новый уровень организации профессионального образования. Не воспользоваться этой возможностью – непростительное расточительство для страны, чей интеллектуальный потенциал является и исторически числится в ряду наиболее выдающихся.
2. дистанционное образование – инновационная форма столь популярного в России заочного обучения профессионалов - является именно тем инструментом, который позволит донести в любую точку России необходимый здесь и сейчас объем знаний и навыков. И что особенно важно, жизнеспособность ДО уже подтверждена реальными примерами из практики работы Академии АйТи.
3. необходимый качественный уровень ДО обеспечивается только при оптимальном сочетании фундаментальной научной основы и непрестанно обновляемой практической составляющей (вспомним излюбленное: наука без практики мертва) и, ОБЯЗАТЕЛЬНО, наличии развитой современной инфраструктуры (имеется в виду как технический, так и географический аспект). Очевидно, что такое сочетание возможно лишь в случае взаимовыгодного сотрудничества наиболее успешных в своем деле организаций и профессионалов.
Академия АйТи и МГУ на собственном примере доказали, что все это не лежит за гранью возможного. Мы намерены и впредь развивать свое сотрудничество и приглашаем всех желающих присоединиться к нашему проекту.
Е. Лавренова (Академия АйТи), М. Лугачев (МГУ)