другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Роль дополнительного профессионального образования в импортозамещении – 2017
Круглый стол для Российской Ассоциации Бизнес образования

Вторая ипостась CIO


10 Сентября 2007 года

Вторая ипостась CIO

Елена Некрасова - CIO

Исторически сложилось так, что подавляющее большинство ИТ-менеджеров, в том числе менеджеры высшего звена, имеют базовое техническое образование. Но сейчас, когда с развитием ИТ-структур множатся и усложняются управленческие задачи, у ИТ-директоров возникает необходимость в менеджерских и экономических знаниях. Какие именно знания необходимы ИТ-менеджерам? Где их можно получить? Какие карьерные перспективы открываются перед ИТ-директором, обладающим знаниями и опытом в области менеджмента?

В последнее десятилетие отчетливо заметен прогресс в представлениях о том, чем должен заниматься ИТ-специалист, ИТ-менеджер, руководитель ИТ-подразделения. Если в середине 1990-х к информационным технологиям относились как к необязательному и обособленному элементу организационной структуры компаний, то примерно к 1998–1999 гг. окончательно сформировалось понятие ИТ-проекта, пришло осознание того, что им необходимо управлять, возник спрос на менеджеров по управлению проектами. В начале XXI в. потребовались управленцы более высокого звена – те, кого сейчас именуют CIO, или директорами по ИТ. Сфера ответственности и роль CIO сегодня стремительно изменяются: от человека, который занимается поддержкой и обслуживанием вычислительных систем, до специалиста, вовлеченного в управление компанией, влияющего на достижение бизнес-целей и использующего информационные технологии во благо развития компании.

Показательно, что в России термин CIO появился сравнительно недавно. Изначально руководители ИТ-структур назывались начальниками АСУ (или АСУП), несколько позже как отражение изменения статуса должность стала именоваться «директор по ИТ», и только два-три года назад термин CIO стал общеупотребительным. «Изменение терминологии – признак того, что у руководителей компаний и директоров по ИТ возникла потребность дифференцировать прежних руководителей АСУ и руководителей новой формации, – отмечает Игорь Морозов, ректор „Академии АйТи“. – Совершенно очевидно, что эти категории руководителей очень сильно отличаются по требованиям к ним со стороны бизнеса, по набору компетенций и, в конечном итоге, по их роли в организации. К CIO сегодня предъявляется множество разных требований, в первую очередь не как к специалисту в области информационных технологий, а как к специалисту в области управления». Изменение требований находит отражение и в образовательных программах учебных центров, предлагающих ИТ-менеджерам дополнительное профессиональное образование.

Career Is Not Over

Когда ИТ- и бизнес-сообщество пришли к пониманию роли ИТ-менеджеров как управленцев, возникла мысль, что руководителем ИТ-структуры должен становиться не бывший системный администратор, не инженер-системотехник, а человек, обладающий знаниями в области менеджмента – менеджер, экономист, финансист. Известны примеры, когда CIO не являются выходцами из сферы ИТ. Стало модным рассуждать на тему: откуда должны появляться «настоящие CIO»? Они «вырастут» из индустрии или будут приходить из других сфер? Эта дискуссия имела под собой почву: ИТ-менеджерам не хватало знаний в области бизнеса, они нередко плохо понимали вопросы, связанные с реализацией бизнес-процессов компании, и были ориентированы на технологии. Чтобы решить проблему, в компаниях к руководству ИТ-структурами пытались привлекать специалистов из бизнес-сфер. Выход из сложившейся ситуации виделся в притоке специалистов с бизнес-образованием в сферу ИТ.

Однако развитие пошло по другому пути. Поток профессиональных управленцев не хлынул в ИТ, зато из недр индустрии стал вырастать класс бизнес-ориентированных специалистов. Люди, которые прежде занимались только информационными технологиями, за последние три-пять лет изменили мировоззрение и стали CIO не по должности, а по сути. Это бизнес-ориентированные специалисты, которые не только являются экспертами в области ИТ, но и хорошо разбираются в вопросах управления, экономики, финансов. Как следствие, возникла интересная тенденция: CIO становятся уникальным кадровым ресурсом для управления предприятием. Сейчас можно говорить не только о том, что директора по ИТ должны приходить из ИТ-индустрии, оставаться CIO и на этом заканчивать свою карьеру. Весьма популярная в недавнем прошлом шутка, что аббревиатура CIO расшифровывается как Career Is Over, стремительно теряет свою актуальность. Карьера не заканчивается, а выходит на новый качественный уровень. Люди, которые сегодня управляют ИТ, завтра могут управлять предприятием. Объясняется такой переход довольно просто: управление предприятием – это, по сути, управление ключевыми ресурсами – деньгами, людьми и информацией. Все три составляющие важны. Но информации еще лет десять назад не уделяли такого внимания, как деньгам и персоналу. Сейчас статус финансовых ресурсов несколько понизился, так как они доступны практически всем в форме разнообразных финансовых инструментов. Человеческим ресурсам уделяется более пристальное внимание, поскольку в ряде отраслей рынок труда испытывает острый дефицит кадров. А вот статусная планка информации пошла вверх: информация стала рассматриваться как ключевой ресурс, благодаря которому достигаются конкурентные преимущества. И, поскольку изменяется роль информации как ключевого ресурса для развития бизнеса, директор по информационным технологиям становится человеком, который рассматривается как управленец, влияющий на бизнес-политику компании.

Истоки образования

Идея, что к руководству ИТ могут приходить люди, не имеющие базового технического образования, породила дискуссию о том, какие же вузы будут готовить потенциальных CIO. Еще несколько лет назад бытовало мнение, что у следующего поколения ИТ-директоров базовое образование должно быть экономическим или менеджерским. Однако вскоре представители индустрии стали сходиться во мнении, что хорошее базовое техническое образование – необходимый элемент для CIO. «На наш взгляд, именно технические вузы будут закладывать основы системного мышления потенциальных управленцев, – говорит Игорь Морозов. – Это утверждение, на первый взгляд, выглядит парадоксальным: мы привыкли к тому, что управленцев для всех индустрий готовят менеджерские вузы. Однако в случае CIO совершенно необходимо иметь качественное техническое образование, поскольку руководитель ИТ-службы – прежде всего системотехник и архитектор. Он должен выстраивать схему оргструктуры и бизнес-процессов предприятия и связывать ее с информационными системами. Без хорошего технического образования здесь не обойтись».

Миссия вуза заключается в формировании прочного образовательного базиса. Однако этого недостаточно – для того чтобы специалист мог стать CIO, ему необходимо дополнительное образование. Это образование будет лежать в сфере ключевых менеджерских дисциплин: экономики, финансов и управления. «Сегодня идеальным набором знаний для CIO являются хорошее базовое техническое образование и качественная профессиональная переподготовка в области профильного бизнеса компании и менеджмента, – считает Игорь Морозов. — Именно на этом фокусируется работа „Академии АйТи“. Мы очень активно интегрируем свои образовательные программы с вузами, устанавливая партнерские отношения с высшими учебными заведениями по всей стране, формируя деловые альянсы для подготовки специалистов нового уровня. Сейчас заключены соглашения с такими знаковыми для страны учебными заведениями, как Нижегородский государственный университет им. Н. А. Лобачевского, Московский государственный университет управления, Сибирский федеральный университет. Эти вузы дают прочное базовое образование будущих ИТ-менеджеров, а „Академия АйТи“ продолжит образовательную цепочку специализированными программами, нацеленными на формирование необходимых компетенций ИТ-директоров.

Но, к сожалению, вузовская среда крайне неоднородна, и наряду с вузами, готовящими хороших специалистов, есть довольно много высших учебных заведений с устаревшими программами, слабым преподавательским составом и инертным руководством. Все в один голос говорят о нехватке кадров в ИТ-индустрии, а на этом фоне немало вузов продолжают выпускать „кадровый брак“. Эти люди оказываются невостребованными в индустрии и вынуждены уходить в другие области профессиональной деятельности».

Дефицит адекватных специалистов, разрыв между вузовским образованием и теми знаниями, которые необходимы специалистам, – беда не только ИТ-индустрии, схожая ситуация наблюдается практически во всех отраслях российской экономики. Вузы, задумывающиеся о корректировке своих учебных программ, пытаются наладить диалог с отраслями и выяснить их пожелания – ведь не определив услугу, невозможно оценить ее качество. Однако попытки вузов получить от работодателей внятный перечень требований к молодым специалистам пока не увенчались успехом – работодатели затрудняются формализовать свои потребности. На общем фоне несогласованности действий высшей школы и отраслевых организаций ИТ-индустрия совершила прорыв: 17 крупнейших российских ИТ-компаний – лидеров рынка спонсировали проект по разработке профессиональных отраслевых стандартов в области ИТ под эгидой Мининформсвязи. Разработка велась в течение года, к ней были привлечены значительные экспертные и преподавательские ресурсы. В рамках проекта были даны определения и очерчены границы профессий специалистов сферы ИТ. На данный момент разработано девять профессиональных отраслевых стандартов разных категорий. Фактически, этот документ можно использовать в качестве ТЗ для вузов на разработку образовательных стандартов.

Многие вузы уже проявили интерес к профессиональному стандарту, поскольку стали ясны требования отрасли к выпускникам высших учебных заведений. Так как многие вузы были привлечены к работе над ним, им удалось в короткие сроки изменить часть образовательных стандартов в соответствии с требованиями к отрасли. В частности, изменен стандарт учебной программы специализации «Прикладная информатика» в отраслевых вузах. Начинается системная перестройка в области профессиональной подготовки ИТ-специалистов.

Программа особого назначения

Если рассматривать рынок профессионального обучения, то дополнительное образование, наряду с вузами, тренинговым и авторизованным образованием, занимает отдельный, довольно большой его сегмент. Однако по сей день система дополнительного российского бизнес-образования ограничивается учебными программами широкого профиля (MBA). Инновацией для рынка стала предложенная «Академией АйТи» программа подготовки мастеров бизнес-администрирования – MBA со специализацией в области информационного менеджмента.

Программа стартовала в 2002 г. В качестве пилотного варианта была опробована 500-часовая программа, которая позволила четко скорректировать учебный план для достижения синергетического эффекта знаний в области ИТ и бизнеса. Два года спустя программа «выросла» до полноценной двухгодичной, в очно-заочном формате, с большой дистанционной компонентой.

Учебные программы формируются с учетом специфики отрасли и контингента слушателей. «Когда преподаватель приступает к разработке курса, он преследует несколько целей, – рассказывает Екатерина Лавренова, директор департамента профессиональной переподготовки „Академии АйТи“. – Во-первых, программа строится с учетом того, что у каждого из слушателей уже есть собственный немалый опыт работы в ИТ-структурах на менеджерских позициях. Во-вторых, необходимо учитывать возможные различия в корпоративной культуре компаний, в которых работают слушатели. В-третьих, и это главная задача, показать, как информационные технологии могут работать на бизнес». В формировании программы принимают участие консультанты и эксперты из разных ИТ-компаний и со стороны CIO. В программу включены мастер-классы, которые ведут коллеги слушателей – признанные лидеры среди ИТ-директоров. Программа дополнена комплексом дисциплин по курсу «Экономическая эффективность ИТ-решений и технологий», уникальных для рынка образования. Этот блок создан «Академией АйТи» совместно с экономическим факультетом МГУ.

Программа решает еще одну задачу в области дополнительного профессионального образования – расширение территориального охвата. В региональных учебных заведениях набор учебных программ в области бизнес-образования очень скуден, в основном это стандартные учебные программы общего плана. «Мы изначально стремились организовать обучение таким образом, чтобы дать возможность получить образование всем специалистам, независимо от их местоположения, – отмечает Екатерина Лавренова. – Эксперты, методисты и преподаватели пришли к выводу, что оптимальный формат обучения для слушателей из регионов – очно-заочная форма. На очное общение приходится 25–30% всего периода обучения, в остальное время слушатели обучаются заочно, причем большая часть дистанционного обучения построена на общении слушателей с преподавателем в режиме on-line. Такой формат дает возможность менеджерам из регионов не только получать знания от лучших преподавателей ГУУ и „Академии АйТи“, но и познакомиться друг с другом, создать команду единомышленников».

Стоит подчеркнуть, что ценность бизнес-образования заключается в очень тесной его привязке к текущей деятельности слушателя. С одной стороны, в рамках программы эта привязка идет путем конкретизации курса и обогащения его реальными примерами, с другой – все знания и практические решения рассматриваются с точки зрения их реализации в отрасли. Поэтому в рамках курса бизнес-администрирования со специализацией в области информационного менеджмента «Академией АйТи» инициирована программа MBA-Bank. Это фактически MBA с двумя специализациями одновременно: информационного менеджмента и банковско-финансового менеджмента. В рамках программы большое внимание уделяется специфике финансовых и банковских информационных потоков. Сейчас по этой программе в Академии проходят обучение сотрудники ИТ-департамента Сбербанка РФ. «Программа MBA-Bank стала первым и весьма удачным опытом, поэтому сейчас мы готовимся реализовать еще одну программу – „Маркетинг в области информационных технологий“, – рассказывает Игорь Морозов. – Ее возникновение вызвано острой потребностью в маркетологах, которые одинаково хорошо владели бы знаниями в области информационных технологий и умели грамотно продвигать их на рынок. Сейчас в ИТ-индустрии таких специалистов крайне мало, и их комплексной подготовкой, в рамках единого учебного курса, не занимается пока ни одно учебное заведение».

Высокая динамика ИТ- и бизнес-среды требует постоянной корректировки учебных курсов в соответствии с реалиями жизни: не имеет смысла преподавать то, что уже потеряло актуальность. Поэтому ИТ-менеджеры одновременно выступают и в роли слушателей, и в роли экспертов. Часть выпускников Академии привлекается к чтению коротких курсов в рамках общей программы, мнения остальных выясняются в процессе общения с преподавателями и регулярного анкетирования слушателей. После анализа пожеланий слушателей и выпускников в учебные программы вносятся изменения. «Надо отметить, что такой подход к формированию учебных курсов не относится к know-how „Академии АйТи“, – говорит Игорь Морозов. – Вся система бизнес-образования построена на том, что не только ученики учатся у преподавателей, но и преподаватели активно пользуются обратной связью».

Для зрелых и опытных

Особенность бизнес-образования состоит в том, что около 80% знаний слушатели получают не из учебных курсов, а от коллег. «Слушатели приходят с равных позиций, но из разных организаций. Сравнивая опыт, производственную и организационную культуру, слушатели обучают друг друга. А преподаватель в данном случае выступает в роли грамотного модератора обмена мнениями. В процессе такого общения вырабатываются совместные знания. Поэтому приходить на курс подготовки мастеров бизнес-администрирования есть смысл людям с жизненным и профессиональным опытом, в противном случае слушатель не сможет ассоциировать рассказы коллег с собственным опытом и полноценно участвовать в совместном процессе приобретения знаний», – подчеркивает Игорь Морозов.

Слушателями программы подготовки мастеров бизнес-администрирования со специализацией в области информационного менеджмента являются в основном директора по ИТ. Мотивацией большинства из них является стремление научиться «разговаривать на одном языке» с собственниками и директорами предприятий и перейти от простого технологического обслуживания к управлению. Известен целый ряд проектов, которые потерпели крах только из-за того, что масштабная дорогостоящая информационная система была выбрана волевым решением топ-менеджмента предприятия, без учета мнения CIO, которые не сумели отстоять свою точку зрения, поскольку не смогли привести убедительных доводов на языке бизнеса в пользу своего варианта решения ситуации. ИТ-директор и по сей день воспринимается многими бизнес-руководителями не более чем технолог. Чтобы переломить ситуацию, руководители ИТ-структур стремятся в дополнение к базовому техническому получить высшее образование в отраслевой области профильного бизнеса компании и дополнительное образование в области менеджмента.

Братья по цеху

И область ИТ, и область бизнеса очень динамичны, поэтому знаний, полученных в рамках учебных курсов, хватает ненадолго, и потребность в их обновлении ИТ-менеджеры ощущают постоянно. Возникает необходимость создания среды общения за рамками учебных заведений, некоего «цехового братства», в котором люди могли бы свободно обмениваться мнениями, получать нужные советы, рассказывать о своих проблемах и достижениях. Более того, люди с похожими образованием, менталитетом, профессиональным опытом и устремлениями быстро находят общий язык не только в профессиональной сфере, но и во многих других областях жизни. Поэтому для ИТ-менеджеров, испытывающих острый хронический дефицит свободного времени, становится особенно ценным общение с единомышленниками.

Поддерживая этот социальный заказ, ряд учебных заведений стали создавать ассоциации выпускников. Так, Ассоциация выпускников «Академии АйТи» организует регулярные ежеквартальные встречи, которые включают в себя проблемный тематический семинар и организованный отдых. В остальное время члены ассоциации имеют возможность общаться в рамках форума на сайте Академии. Форум постепенно становится мощным и разноплановым информационным ресурсом, на котором каждый находит и информацию для размышлений, и профессиональный совет в режиме «скорой помощи», и просто возможность отдохнуть в приятной компании и поговорить по душам.

Плоды просвещения

Курс бизнес-администрирования со специализацией в области информационного менеджмента неожиданно для его разработчиков породил цепную реакцию образовательного процесса среди ИТ-менеджеров среднего звена. Получив необходимые знания и научившись общаться с бизнесом на одном языке, ИТ-директора ощутили потребность в общении на том же языке со специалистами подведомственной структуры. Но коллеги, не обладая нужным набором знаний, их не понимают. Чтобы устранить этот разрыв, ИТ-директора стали инициировать программы «ликбеза» в области экономики и менеджмента для собственных ИТ-специалистов в рамках корпоративных университетов. Бывает и наоборот – пример ИТ-менеджера среднего звена, получившего бизнес-образование, становится руководством к действию для его начальника: топ-менеджер решает «сесть за ту же парту».

Все дипломы в рамках программы подготовки мастеров бизнес-администрирования со специализацией в области информационного менеджмента пишутся на базе реальных задач ИТ-служб слушателей, поэтому достигают сразу двух целей: получение знаний и решение практической задачи. В дальнейшем, с разрешения слушателей, они включаются как кейсы в учебные курсы. «Практическую значимость этих работ подтверждают бизнес-руководители, которым непосредственно подчиняются ИТ-директора: вместо обязательных формализованных рецензий на работу они нередко пишут благодарственные письма в адрес преподавательского коллектива, – рассказывает Екатерина Лавренова. – Красной нитью через эти письма проходит одна мысль: наконец-то ИТ-директор научился оценивать ИТ-решения с позиций пользы для бизнеса! Ведь иногда результат, отрицательный для ИТ-менеджера, с точки зрения бизнеса расценивается как положительный. Например, если в итоге всестороннего предварительного анализа рыночных предложений принимается решение о том, что проект по внедрению информационной системы не будет реализован, ИТ-служба зачастую воспринимает это как неудачу, а бизнес – как успех: крупные средства не будут потрачены впустую. ИТ-директор, получивший бизнес-образование, способен понять доводы бизнеса и в понятной форме транслировать их ИТ-специалистам».

Первопроходцы

Сегодня ситуация с бизнес-образованием для ИТ-менеджеров такова, что подавляющему большинству руководителей ИТ-служб, стремящихся приобрести знания в области экономики и управления, приходится самостоятельно складывать «паззлы» отдельных образовательных курсов, чтобы получить целостную картину. Интегрированного курса, включающего в себя дисциплины по ИТ, менеджменту, экономике, объединяющего теоретические знания с обширной практической базой, нет ни у одного учебного заведения, кроме «Академии АйТи». Это утверждение может быть воспринято как маркетинговый ход Академии, но в данном случае «реальность горше вымысла»: предложение пока катастрофически не успевает за спросом. Причины такого положения дел понятны и объективны. Во-первых, спрос в данном случае растет лавинообразно, а предложению требуется время, чтобы вызреть. Во-вторых, специалистов, способных сформировать и преподать качественные учебные курсы на стыке бизнеса и ИТ, пока считанные единицы. Этих людей, без преувеличения, можно назвать подвижниками: они читают лекции в нескольких учебных центрах, осуществляют руководство дипломными работами слушателей, успевая при этом пополнять собственный багаж знаний. Учебные центры сознательно мирятся с таким положением дел: они, как обитатели саванн в период засухи, вынуждены утолять жажду из одного источника, установив перемирие и забыв о конкуренции: дать качественное образование слушателям в данном случае оказывается важнее. Третья причина лежит в финансовой плоскости: создавать, поддерживать и развивать учебные программы по бизнес-образованию для ИТ-менеджмента, с большой компонентой дистанционного обучения – задача затратная, а потому неподъемная для многих учебных центров. Однако попытки ряда учебных заведений создать такие программы свидетельствуют о том, что «процесс пошел».