другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Развитие бизнеса — получение заказов от корпораций с государственным участием
Бесплатные семинары для малого и среднего бизнеса по ФЗ-223. 15 городов.

Требуется дополнительная настройка


13 Июля 2006 года

Требуется дополнительная настройка

ИНФОРМКУРЬЕРСВЯЗЬ

Чтобы сократить дефицит ИКТ-специалистов на рынке труда, не стоит, считает Т. БОГАТОВА, эксперт МГУ в области образования, разрушать то, что построено и опробовано десятками поколений. Лучше дополнить уже имеющиеся структуры новыми - дополнительным профессиональным образованием (ДПО), например.

Спрос на профессионалов опережает предложение

В 2005 г. ИКТ-отрасль в России выросла более чем на 20% при росте ВВП свыше 6%, а рост выпускников вузов по соответствующим специальностям не превысил 10%. И если два года назад российские вузы выпустили около 226 тыс. человек, годных для работы в области ИТ, то ИТ-специалистов среди них лишь 46 тыс. Об остром дефиците на рынке свидетельствуют длинные списки вакансий практически любой телеком- или ИТ-компании, а также динамика роста зарплаты в этих сегментах рынка труда.

Меняется и структура спроса на ИКТ-специапьности. "Сейчас нужны специалисты, способные компетентно отвечать на вопросы типа "зачем нужен штат технической поддержки, каким он должен быть и существует ли от него экономическая отдача", - говорит И. Морозов, ректор  "Академии АйТи" .

Однако какие-либо резкие движения и революционные подходы в реформировании таких масштабных и консервативных систем, как образование, неприменимы. Вузам, разумеется, нужна господдержка, преподавателям - достойные зарплаты... Но и компаниям пора понять: основа их процветания и развития - люди, но только тогда, когда их квалификации достаточно для решения бизнес-задач. О ее повышении необходимо заботиться не меньше, чем об апгрейде техники. "Потребности ИКТ-индустрии настолько динамичны и бизнес-ориентированны, что молодому специалисту обязательно нужна дополнительная подготовка. Если все российские компании дорастут до такого уровня, что в свой ежегодный бюджет будут закладывать хотя бы несколько процентов от прибыли на повышение квалификации сотрудников, от этого выиграют не только компании, но и вся страна", - считает Е. Чиннова, директор учебного центра "Микротест".

ДПО: переход от количества к качеству

Для дополнительной подготовки кадров в ИКТ могут использоваться разные формы обучения: самостоятельное освоение программных продуктов и технологий, дополнительное образование в статусе второго высшего, корпоративные университеты и дистанционное обучение.

Сегодня в России программы ДПО, по данным И. Морозова, реализуют более 1500 образовательных учреждений, где проходят подготовку и повышение квалификации около 2 млн чел. в год. Реальная же потребность в этом виде обучения -5-6 млн чел. в год. Впрочем, надо переходить от количественных оценок к качественным: важно знать, насколько обучающие программы соответствуют требованиям экономики. А значит, отечественный рынок коммерческого ИКТ-обучения должен перестраиваться, стать локомотивом в современной системе ДПО.

Когда же речь заходит о конкретных курсах, учебных программах и уровнях обучения, то необходимо понимать, какие цели ставит перед собой специалист или организация, планируя обучение. Если надо освоить конкретное приложение, новую версию продукта или определенный вид оборудования, следует выбирать узконаправленные курсы, развивающие соответствующие навыки. Они не обязательно должны быть авторизованными - главное, чтобы их содержание точно соответствовало тому, что должен в результате обучения уметь сотрудник. Когда стоит цель сдать экзамен и получить сертификат вендора, готовить слушателей нужно именно к такому экзамену. Если учащийся или организация заинтересованы не только в получении определенных знаний и умений, но и в приобретении новых профессиональных компетенций, специалисты учебного центра составляют программу обучения, соответствующую выбранной специальности. Например, в  "Академии АйТи" , помимо более 350 очных и 3500 дистанционных курсов по ИТ, менеджменту и для пользователей ИС, существуют программы подготовки специалистов (циклы). По ним готовят системных администраторов, системных инженеров/аналитиков, администраторов БД, разработчиков приложений, инженеров структурированных кабельных систем, менеджеров проектов, специалистов по безопасности вычислительных систем и сетей и т. д.

Однако сегодня в сферу ИКТ приходят люди не только с профильным высшим образованием. "С ИТ нередко связывают свою карьеру и представители естественно-научных специальностей. Таким специалистам часто не хватает фундаментальной подготовки. В этом случае проблему помогают решить долгосрочные программы, такие, как двухгодичная высшая компьютерная школа "Эксперт" - совместный проект "Сетевой академии" и МГУ им. М.В. Ломоносова. Вместе с международными сертификатами слушатели получают диплом МГУ о дополнительном образовании, подтверждающий статус ИТ-специалиста", - рассказывает директор УЦ "Сетевая академия ЛАНИТ" Д. Изместьев.

Еще одна важная тенденция - переход учебных центров от стандартного коммерческого обучения к системной деятельности в области ДПО. УЦ, у которых есть государственная аккредитация на право проведения подобных программ (среди них  "Академия АйТи"  и "Сетевая академия"), не только предоставляют возможность пройти курсы обучения или повышения квалификации, но и получают право выдавать по окончании обучения документы гособразца.