другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
Новый мир Информационно-образовательный портал. Бесплатные курсы.
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Развитие бизнеса — получение заказов от корпораций с государственным участием
Бесплатные семинары для малого и среднего бизнеса по ФЗ-223. 15 городов.
Роль дополнительного профессионального образования в импортозамещении – 2017
Круглый стол для Российской Ассоциации Бизнес образования

Современные модели управления процессами дистанционного обучения


5 Июня 2007 года

Современные модели управления процессами дистанционного обучения

Игорь Морозов - E-Learning World

В последние годы электронное обучение становится все более популярным как в корпоративной среде, так и в системе высшего образования. Это связано с экономической эффективность использования электронных носителей, возможностью охвата широкой аудитории учащихся, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. За рубежом первые программы компьютерного обучения появились в 60-х гг. ХХ-го века, в нашей стране рынок электронного обучения перешел в стадию активного развития в последние 4-5 лет. Но несмотря на это, мы должны внимательно присматриваться к тем процессам, которые происходят на мировом рынке электронного обучения, чтобы эффективно развивать e-learning в нашей стране.

По данным исследований, проведенных международной аналитической компанией IDC и известной консалтинговой фирмой Gartner сегодня на мировом рынке e-learning можно выделить несколько основных тенденций. Во-первых, продукты e-learning, в частности, Системы управления обучением (Learning Management System, LMS) и готовые курсы (off-the-shelf, OTS) становятся все более схожими по потребительским характеристикам, что ведет к снижению их стоимости. Во-вторых, потребители услуг e-learning сегодня заинтересованы в разработчиках, способных поставлять комплексные решения. Однако большинство компаний, работающих в этой сфере, как правило, узко специализированны, например, на разработке LMS или OTS курсов, и в связи с этим не могут в полной мере удовлетворить потребности клиентов. Чтобы преодолеть возникающее противоречие, крупнейшие игроки на рынке e-learning, за счет слияния и поглощения более мелких компаний, разрабатывают комплексные решения. Так, компании Skillsoft и Thomson NETg, начинавшие как поставщики библиотек курсов, активно разрабатывают собственные платформы и сервисы, как, например, SkillChoice – веб-ориентированный инструмент поиска учебных курсов, созданный компанией Skillsoft.

Рынок e-learning сегодня испытывает острую потребность в общепринятых стандартах. Их отсутствие зачастую является препятствием интеграции курсов и технологических решений в единую образовательную среду. Существующие международные стандарты, например SCORM[1], не гарантируют безупречной работы системы в целом, поэтому, к сожалению, нередко требуются дополнительные усилия для ее настройки.

Аналитики предсказывают, что в будущем LMS будут «разговаривать на одном языке», то есть обмениваться данными с корпоративными информационными системами, такими как ERP[2] и HRM. Для того чтобы это стало возможным, в стандартных системах LMS должна быть усовершенствована функциональность, в первую очередь инструменты аналитики и отчетности. В первоначальном варианте системы LMS имели весьма ограниченные средства отчетности, предназначенные, главным образом, для мониторинга учебной активности.

Что ожидает рынок e-learning в будущем? Аналитики компании Gartner в исследовании рынка e-learning за 2005 год утверждают, что электронное обучение будет развиваться, объединяясь с системой обучения и развития персонала, – в противовес мнению, что e-learning будет существовать как самостоятельная система.

Исследователи выделяют несколько ключевых тенденций, которые будут актуальны уже в ближайшем будущем. E-learning сегодня становится частью общей Системы управления знаниями (Knowledge Management System). Объединение обучающих порталов и LMS создает единую точку доступа ко всей информации, в том числе к учебным курсам, а также к средствам обмена знаниями.

Быстрая разработка электронных обучающих решений (Rapid Е-learning) станет самым активно развивающимся сегментом рынка электронного обучения, утверждают аналитики Gartner. Быстрый e-learning (основанный на веб-обучении, доступ к которому  может быть получен в течение нескольких недель) выросло на 80% за прошедший год и будет расти, по мнению аналитиков, темпами от 40 до 50% в год в течение как минимум ближайших двух лет.

Высококачественный контент по-прежнему остается главным фактором успешности проектов в области e-learning, поэтому рынок контента развивается очень быстро, и именно в этом сегменте будут происходить наиболее значимые события и изменения.

Система электронного обучения, равно как и любая другая, должна рассматриваться в контексте бизнес-целей и стратегий организации. Поэтому ключевые требования к обучению должны быть связаны с бизнес-показателями. Например, такими целями могут быть: увеличение объема продаж; снижение уровня брака; снижение затрат на обучение персонала. Для государственных учреждений основными целями являются: поддержка единых стандартов компетенции среди госслужащих; снижение затрат на подготовку и переподготовку сотрудников. В образовательных учреждениях основные цели: увеличение прямого дохода учреждения от услуг дистанционного обучения; снижение затрат на поддержание аудиторного, лабораторного фонда учреждения; увеличение охвата аудитории и повышение доступности уникальных преподавателей-экспертов.

Чтобы система электронного обучения была эффективна, она должна базироваться на ключевых показателях, характеризующих основную деятельность организации. Для этого необходимо установить взаимосвязь между показателями деятельности организации и внутренними параметрами системы. В этом есть определенные трудности, дело в том, что система электронного обучения традиционно представляется как совокупности трех основных подсистем: технической, педагогической и организационной. На ресурсном уровне им соответствуют программное и аппаратное обеспечение, электронные учебно-методические материалы, персонал и т.д. Разбиение системы на три компонента, к сожалению, быстро заводит процесс объединения всех обучающих систем компании в тупик, так как отдельные ее элементы не могут быть однозначно привязаны к выходам системы. Кроме того, существует и еще одно противоречие: как правило, под выходами системы электронного обучения подразумеваются выходы именно педагогической системы, а компонентную структуру – как структуру информационно-технологической системы.

   Преодолеть подобные противоречия может помочь концепция управления сервисами. Когда мы рассматриваем систему электронного обучения как совокупность сервисов, возникает вопрос о формировании оптимального набора (портфеля) услуг. В значительной степени набор услуг определяется состоянием и доступностью технологий (или, иными словами, их зрелостью).

К 2010 году по данным Gartner более трети всех запускаемых проектов e-learning будут реализованы в виде «оплаты при запуске» (pay-as-you-go) внешних (hosted) приложений, то есть, реализуя концепцию «Программное обеспечение как услуга» (Software as a Service, SaaS). Другой термин, который часто используется для обозначения новых технологий – «по требованию» (on-demand). За различными терминами скрывается, по сути, один и тот же вопрос: какие ресурсы будут использованы при построении системы электронного обучения и как использование этих ресурсов повлияет на экономические параметры системы.

Следующий шаг после формирования портфеля сервисов – принятие решения о сорсинге, то есть источнике ресурсов. Говоря словами Т. Питерса: «Современная организация – это сеть внутренних и внешних  фирм профессиональных услуг, находящихся в непрерывном взаимодействии», исходя из этого ключевая компетенция современной организации – способность организовать эту сеть для решения конкретных задач.

В последнее время передача разработки различных компонентов электронного обучение на аутсорсинг становится все более и более популярным. Использование аутсорсинга имеет как преимущества, так и ограничения. Поэтому в 2005 г. Gartner ввел понятие мультисорсинг или универсальный подход к работе с ресурсами. В чем разница между аутсорсингом и мультисорсингом? Аутсорисинг – это передача одного или нескольких процессов внешнему провайдеру услуг. Мультисорсинг – упорядоченный процесс запуска определенной системы за счет комбинирования внешних и внутренних ресурсов.

Мультисорсинг – более гибкая концепция. Организациям необходимо оптимизировать бизнес-процессы в соответствии с требованиями постоянно меняющейся окружающей среды, и мультисорсинг помогает сделать это наиболее эффективно. Традиционная модель аутсорсинга «стратегия – выбор поставщиков – управление внешними поставщиками» не отвечает этому требованию, так как в ней точно не определена точка принятия решения. Стратегия сорсинга – это длительный процесс, в котором менеджеру приходится постоянно учитывать несколько переменных:

·        текущие стратегии и цели организации (отправная точка для принятия решений относительно сорсинга, включает в себя долгосрочные и тактические задачи, установки и ценности бизнеса);

·        возможности организации, включая имеющиеся активы и потенциал роста, компетенции персонала;

·        емкость рынка – развитие любой организации ограничено естественным объемом рынка;

·        политики и система управления – определяют сам процесс использования внешних ресурсов.

   Управление мультисорсингом, включающее анализ рынка, внутренний анализ организации и выделение разрывов между требуемым и имеющимся уровнем производительности,  анализ и оценка альтернатив и рисков, построение и управление пулом ресурсов, дает возможность контролировать все переменные.

Мультисорсинговый подход и система управления сервисами широко используется в практике Академии АйТи. Функционирующая в Академии АйТи система электронного обучения реализует ряд краткосрочных программ и программ профессиональной переподготовки, основанных на дистанционных образовательных технологиях. Эти модели уже доказали свою эффективность, и на сегодняшний день мы продолжаем совершенствовать их функциональность.


[1] SCORM (Sharable Content Object Reference Model) - один из международных стандартов обмена учебными материалами.

[2] ERP-система (Enterprise Resource Planning — Управление ресурсами предприятия) — это информационная система идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов.