другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
Новый мир Информационно-образовательный портал. Бесплатные курсы.
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Развитие бизнеса — получение заказов от корпораций с государственным участием
Бесплатные семинары для малого и среднего бизнеса по ФЗ-223. 15 городов.
Роль дополнительного профессионального образования в импортозамещении – 2017
Круглый стол для Российской Ассоциации Бизнес образования

Школьный СПО-проект обретает новые организационные формы


16 Ноября 2009 года

Школьный СПО-проект обретает новые организационные формы

Денис Воейков - PC Week/RE №42 (696) 10 — 16 ноября 2009

В конце октября группа компаний “АйТи” объявила первые итоги работ, выполняемых в рамках проекта по внедрению во всех российских общеобразовательных учреждениях пакета свободного программного обеспечения (СПО). Исполнителями этих работ компании группы стали по итогам конкурсов, проведенных Рособразованием в сентябре текущего года (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=120435). Все три лота подразумевают соблюдение крайне жестких сроков, однако в “АйТи” рассчитывают завершить все работы вовремя. 

Результаты и планы 

Первые два лота связаны с вводом в промышленную эксплуатацию и развитием созданного в 2008 г. репозитория школьных ОС на основе Linux, а также с техподдержкой, мониторингом процессов, экспертизой качества развития пакета СПО и обеспечением его совместимости с так называемыми образовательными продуктами нового поколения. 

В настоящий момент репозиторий с интегрированной средой сборки и пакетом дистрибутивов, которые рассылались в школы в рамках пакета “первая помощь”, размещен на специальной площадке, где все желающие могут с ним работать, вносить в него изменения, модифицировать его. Дальнейшее расширение репозитория будет происходить за счет других СПО-продуктов, используемых сейчас в тех или иных школах. И это, по мнению представителей СПО-сообщества, весьма важный шаг, так как он не только позволит обеспечить продуктам техподдержку третьего уровня, но и, что называется, легитимизирует те из них, что внедрялись учителями-энтузиастами в инициативном порядке. У школ теперь не будет впечатления, что в учебном процессе они обязаны использовать только ограниченный круг программ. 

Отличительной особенностью данного проекта является создание общественного наблюдательного совета, который будет осуществлять публичный контроль за развитием и модификацией репозитория, а также за качеством услуг по технической поддержке. В состав совета, по замыслу “АйТи”, должны войти представители отечественных компаний, специализирующихся на разработке СПО, независимые эксперты и специалисты в области школьного образования.
В настоящий момент приглашения получили Александр Казанцев (г. Глазов, проект EduMandriva), Сергей Голубев (Москва, журналист, обозреватель PC Week/RE), Сергей Бессонов (Нижний Новгород, компания “Элсис”), Виталий Липатов (Санкт-Петербург, компания “Этерсофт”), Александр Поносов (Пермь, ЦеСТ), Илья Пономарев (Москва, депутат Госдумы), Виктор Иванников (Москва, ИСП РАН, президент РАСПО). В ближайшее время они должны будут коллективно выбрать еще шестерых членов, доведя таким образом численность совета до тринадцати человек.
Как выяснилось из общения с г-ном Пономаревым, фактически данный совещательный орган существует уже порядка месяца. Ведется активная переписка, вносятся и обсуждаются предложения. Свой список из пяти дополнительных кандидатур г-н Пономарев уже представил, правда от его оглашения воздержался. 

По мнению депутата, создание совета — весьма удачный шаг “АйТи”. Учитывая важность и общественную значимость проекта, а также сжатые сроки его выполнения и отсутствие необходимого опыта, компания не только привлекает на добровольных началах серьезную команду консультантов, но и в некотором смысле прикрывает свой тыл, избавляя себя тем самым от общественных нареканий, которые наверняка последуют. 

Сергей Голубев склонен рассматривать создание совета в более оптимистичном ключе. В его понимании, речь идет не только о пользе по-настоящему важного дела (это очевидно), но и о приобретении уникального опыта работы общественной территориально распределенной организации. Как отмечает г-н Голубев, вне политической сферы ничего подобного в нашей стране еще не было. Сегодня у нас не существует культуры дистанционной работы как таковой, не разработаны ни регламент взаимодействия членов совета, ни процедура воздействия на регулируемый проект. Сейчас все это приходится создавать буквально с нуля, и в каком-то смысле организационные вопросы представляют настолько серьезный интерес, что г-н Голубев обещал в последствии резюмировать свой опыт в специальном отчете.
Так или иначе, к настоящему времени заработала круглосуточная “горячая” линия техподдержки и запущен соответствующий портал, который, как надеются организаторы, со временем имеет все шансы вырасти до целого сообщества. 

Кроме того, “АйТи” объявляет старт специальной партнерской программы. Для этого на сайте входящей в группу “АйТи” компании PingWin Software (фактический исполнитель двух лотов Рособразования) будет создан специальный раздел, где разместится полный перечень региональных компаний, готовых взаимодействовать со школами в рамках проекта внедрения СПО. Эти же сведения будут распространяться по учебным заведениям на электронных носителях. 

За работы по третьему лоту, связанному с обучением специалистов сферы образования внедрению и использованию пакета СПО в учебном процессе, отвечает “Академия АйТи”. За прошедшее время она разработала учебно-методические комплексы, подготовила электронные учебные курсы и запустила портал обучения, на котором размещены методические, учебные и справочные материалы. 

На следующем этапе будет проведено 20 региональных конференций по тематике СПО в школах (первые мероприятия уже прошли в Красноярске и Воронеже), “Академия АйТи” организует курсы повышения квалификации с выдачей документа государственного образца для 7,5 тыс. человек и обучит в дистанционной форме еще около 60 тыс. Завершающей фазой проекта станет мониторинг использования СПО в образовательных учреждениях. 

О рынке и конкуренции 

Рассказывая о том, с кем группе “АйТи” пришлось бороться на конкурсе за право осуществлять проекты, генеральный директор PingWin Software Дмитрий Комиссаров выразил некоторое удивление по поводу того, что вместо ожидаемых 10—15 конкурентов свои заявки, кроме “АйТи”, по первому лоту подали всего три компании. Были названы “Корус Консалтинг” и “РБК-Центр” (третьего соискателя г-н Комиссаров вспомнить затруднился, а сайт Рособразования ситуацию не прояснил). По второму лоту картина была та же — соревноваться пожелали компании “Нау-Сервис” (входит в Naumen) и снова “РБК-Центр”. 

Возможная причина низкой активности потенциальных претендентов г-ну Комиссарову видится в сложности реализуемых проектов и в крайне лимитированном времени, отведенном на их исполнение. 

Эту же точку зрения разделяет и ректор “Академии АйТи” Игорь Морозов. По третьему лоту ему и вовсе пришлось соревноваться с двумя университетами (педагогическим и приборостроительным, хотя, в его понимании, у отечественных вузов в принципе нет достаточных ресурсов для осуществления территориально распределенных масштабных проектов. 

В целом же, как уверяет г-н Комиссаров, о какой-либо конкуренции хорошо говорить на сформировавшемся рынке. В России же рынок СПО на текущий момент, по сути, не существует. И для того чтобы свободное программное обеспечение стояло не на единицах процентов используемых у нас в стране ПК, а занимало какое-то заметное место, участникам рынка нужно сейчас не конкурировать, а консолидироваться.