другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал

С кем на самом деле конкурируют поставщики образовательных услуг


2 Октября 2012 года

С кем на самом деле конкурируют поставщики образовательных услуг

I-Business.ru

С кем на самом деле конкурируют поставщики образовательных услуг

Большинство людей, с которыми я общаюсь, хотят учиться. Каждый подспудно понимает, что ему необходимо не только читать книги, журналы и «просматривать» интернет, но и подходить к изучению того или иного вопроса системно, структурированно, всерьез. Подобные мысли посещают практически любого, когда он начинает пользоваться каким-нибудь новым софтом. Причем не только в «личных целях». Заходишь, например, в CRM или в какую-нибудь ERP-систему и думаешь: «Компания вложила черт знает сколько денег во внедрение этого софта, потенциальная мощь системы чувствуется «с каждым кликом». А на элементарные действия уходит какое-то невероятное количество времени!». Да что там ERP! Последние версии Excel таковы, что большинство пользователей уверены: Microsoft делает свои программные продукты для каких-то «сверхлюдей».

А сколько моих знакомых с тоской думают о том, как бы им научиться лучше управлять своим временем, разрешать конфликты и проводить переговоры! Я уже не говорю о желающих овладеть английским языком. Вот прямо сейчас, во время написания этой колонки, 100% опрошенных мной людей (двое из двух) сказали, что хотят учить язык.

Что останавливает всех этих людей? И что приводит к тому, что их опыт обучения оказывается негативным? Ответ очевиден – найти «worklife balance», то есть баланс между работой и личной жизнью (а в более узком понимании — баланс между работой и учебой, баланс между учебой и личной жизнью) очень не просто. И прежде всего психологически. Каждый понимает (и боится!), что обучение отнимет слишком много личного времени или скажется на его работе. Тем более, многие сегодня трудятся в ситуации, когда рабочего времени катастрофически не хватает, а нагрузки очень высоки.

Конечно, здравомыслящий человек понимает порочность замкнутого круга: нехватка знаний или навыков приводит к неэффективной работе. Тем самым «съедается» время, которое можно было бы потратить на повышение квалификации. Понимает, но... действует, как в старом анекдоте: «Что тут думать? Прыгать надо!».

Вот почему многочисленные поставщики образовательных услуг в действительности конкурируют не между собой. Они конкурируют с кинотеатрами и ресторанами, со стриптиз-барами и танцевальными клубами, с лежанием на диване и походом в салон красоты. Борются «за клиента» с авралами на работе, «аппойнтментами», «митингами», «тимбилдингами» и прочими «дедлайнами».

Но больше всего поставщики образовательных услуг конкурируют со страхом людей что-то изменить в своей жизни. Казалось бы, можно раньше вставать. Не есть пончики на ночь. Учить по 10 иностранных слов в день. Однако, как выясняется, все это почти невозможно для обычного, не «героического» человека!

И если с пончиками все более менее ясно (хотя, кто знает?), то проблема с обучением во многом основана на том опыте, который каждый из нас получил в детстве. А в детстве было: класс, парта, стул, учитель у доски с мелом. Домашнее задание, которое отнимало время от гуляния во дворе (а в институте – и не только во дворе). Журнал. Сессия. Словом, непрекращающийся стресс и негативные эмоции. Справедливости ради следует подчеркнуть, что все это не издержки советского образования – современная система обучения уходит корнями еще в XVII век, когда Ян Амос Коменский опубликовал свои первые работы.

При этом самое невероятное, на мой взгляд, заключается в том, что 90% обучения, которое предлагают всякие ИПК, УЦ и прочие курсы повышения квалификации, по-прежнему представляют собой «кальку» классов в школе и лекций в институте. Секрет прост — «Easy money». Поскольку считается, что в образовании, медицине и политике разбираются все, курсы по повышению квалификации также открывают все подряд. И университеты, задача которых вообще-то заключается в развитии науки, подготовке ученых и проведении фундаментальных исследований. И колледжи, которые должны готовить «рабочие кадры», а не учить всему подряд на довольно плохонькой учебной базе. И коммерческие компании, которые почему-то уверены, что если они смогли разработать какое-то программное обеспечение, то учить других, как им пользоваться — плевое дело.

И вот представьте себе человека, который собирает свою волю в кулак, отправляется учиться, а в итоге получает то, что набило оскомину еще в детстве: класс, парта, учитель с мелом у доски или (в продвинутом варианте) с маркером и флипчартом. Согласитесь, что протирать элементы одежды на лекционных занятиях, жертвуя своим личным и рабочим временем, в век технологий, интернета, экономики «знаний» — довольно нелепо!

На рынке информационных технологий раньше всех эту проблему осознали в Microsoft. Когда-то курсы этого гиганта не отличались от большинства принятых в индустрии и подразумевали едва ли не месяц аудиторных занятий. Слушателям приходилось выслушивать массу относящегося и не относящегося к своей работе материала, а затем получать сертификат, который иногда очень опосредованно был связан с материалами самих курсов.

Первое движение в нужную сторону началось с серьезного пересмотра содержания курсов. Специалисты Microsoft стали их сокращать, привязывать к конкретным практическим навыкам. Ну, а революция произошла в этом году. На всемирном съезде партнеров компания объявила о новой системе сертификации. И все встало на свои места: квалификация, связь между курсами и тестами, система подготовки.
Тем самым компания подтвердила очевидную истину XXI века – знания нам нужны здесь и сейчас. Они должны быть максимально привязаны к работе, а «отдача» от новых знаний должна ощущаться немедленно. Именно за такие знания человек готов пожертвовать многим. В том числе и личным временем. Кроме того, именно такие знания реально оплачиваются работодателем и выражаются в повышении зарплаты.