другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Роль дополнительного профессионального образования в импортозамещении – 2017
Круглый стол для Российской Ассоциации Бизнес образования

Рынок ИТ-образования спасли государственные проекты


1 Сентября 2011 года

Рынок ИТ-образования спасли государственные проекты

Наталья Басина - iBusiness

Последствия кризиса в сегменте ИТ-обучения еще не преодолены, и рынок пока не восстановился. Хотя положительная динамика, по мнению экспертов, на этом рынке все же наблюдается.

Ректор Академии «АйТи» Игорь Морозов полагает, что за последние три года рынок ИТ-образования сократился практически в два раза. Многие небольшие учебные центры просто «заморозили» свою деятельность до лучших времен. В результате сейчас на рынке де факто действует всего несколько крупных учебных центров, а обучающие программы предлагает гораздо меньше вендоров, чем, например, в 2007-2008 годах. Практически все заказчики сегодня «ушли» к крупных игрокам.

Председатель совета директоров ГК «АйТи» Тагир Яппаров еще год назад на конференции, посвященной 15-летию Академии «АйТи», рассказывал, что время наибольшего расцвета массового ИТ-обучения пришлось на 2003-2006 годы. Именно тогда возник «класс CIO», ИТ-директора осознали, что им требуется в дополнение к техническому образованию знание бизнеса, возросла ценность сертификатов и статусов, начали внедряться корпоративные программы ИТ-обучения. Руководство компаний стали интересовать в том числе индикаторы, с помощью которых можно было бы оценивать экономическую эффективность обучения.

Кризис свел все эти стремления на нет. По словам Игоря Морозова во многих компаниях просто перестали существовать люди, отвечающие за ИТ-обучение. Руководитель учебно-методического департамента Учебного центра Softline Маргарита Зайцева подтверждает: в период кризиса первое, что «резали» - это обучение и сертификацию.

По сути, кризис вернул рынок ИТ-обучения на ступеньку назад: сейчас опять востребовано обучение «функциональное», отвечающее конкретным задачам конкретных компаний. Игорь Морозов подчеркивает, что, в основном, учебные центры выполняют проекты, связанные либо с обучением персонала по конкретным направлениям и программам, либо обучение происходит в рамках конкретных проектов. Маргарита Зайцева также отмечает, что в последнее время участились «проекты, требующие к себе особого внимания как в организационных моментах, так и непосредственно в программной части».

По словам директора НОУ УЦ «Сетевая Академия ЛАНИТ» Дмитрия Изместьева корпоративных заказчиков сейчас все чаще интересуют курсы разработанные специально для них. «И мне кажется, что это направление в обучении будет расти и дальше, - рассказывает Изместьев. - Сейчас уже внедрено и действует очень много специализированных систем, обучение по которым давно не проводилось».

В отличие, например, от китайского рынка ИТ-обучения, который растет на 35 % в год и в основном за счет людей, которые сами за себя платят, российский рынок ИТ-образования напрямую связан с проектным бизнесом.

Во многом спасли российский рынок ИТ-образования (впрочем, как и многие другие сегменты рынка) крупные государственные проекты. В отличие, например, от китайского рынка ИТ-обучения, который растет на 35 % в год и в основном за счет людей, которые сами за себя платят, российский рынок ИТ-образования напрямую связан с проектным бизнесом. У нас люди в массе своей не готовы платить за свое образование. И основными инициаторами ИТ-обучения до сих пор являются компании – как только оживился проектный рынок, начал приходить в себя и рынок ИТ-обучения. По мнению Маргариты Зайцевой развитие на этом рынке идет только за счет крупных и средних проектов в принципе.

Впрочем по поводу того, какую роль на рынке ИТ-обучения играет государство, мнения экспертов расходятся. Дмитрий Изместьев уверяет: «мнение о возросшей роли государственных заказов сложилось потому, что в период кризиса многие специализированные центры ИТ-обучения, чтобы выжить стали брать государственные заказы не связанные с авторизованным обучением».
- Государственных же проектов по авторизованному обучению в сфере ИТ всегда было немного, и за последнее время их больше не стало, - рассказывает Изместьев.

С другой стороны именно крупные государственные проекты позволили Академии «АйТи» сохранить свои позиции на рынке. Скажем в прошлом году федеральный проект НП-12 «Внедрение пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» принес компании, по словам Игоря Морозова, треть оборота. А сумма контракта проекта повышения квалификации работников судов, который Академия реализует с ноября 2010 по декабря 2011, составила 100 миллионов рублей. Кроме того, 1 августа 2011 Академия «АйТи» подписала контракт на 198 миллионов рублей с министерством образования и науки РФ на обучение и методическую поддержку учителей по использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В рамках проекта с августа 2011 по декабрь 2012 года Академия «АйТи» будет осуществлять обучение и методическую поддержку более 60 000 учителей. В компании уверяют, что это возможно крупнейший образовательный проект в России.

Как следствие, оборот Академии за 2010-2011 год составил 358 миллионов рублей, что, по словам руководства компании, немного превышает показатели предыдущего года (по официальным данным оборот компании за 2009-2010 годы не превышал 348 миллионов рублей).

Учебным центрам приходится «идти за рынком», предлагая проекты и программы, отвечающие запросам заказчиков. Для того, чтобы выступать с собственными инициативами, у российских компаний, работающих на рынке ИТ-обучения, пока «не хватает сил».

Впрочем, рынок ИТ-образования, по мнению экспертов, постепенно набирает обороты. По словам Игоря Морозова в 2010-2011 годах рост на рынке ИТ-обучения составил 7-10%. Согласны с коллегой Дмитрий Изместьев и Маргарита Зайцева. Впрочем, по мнению Зайцевой, «как долго продлится эта ситуация – покажет время».

- Многие учебные центры уже вышли на показатели, сравнимые с докризисными или даже превзошли их. - уверят Дмитрий Изместьев. - Однако анализ показывает, что такие показатели достигнуты не только за счет ИТ-обучения, но и в результате грамотной диверсификации деятельности и выполнения крупных государственных проектов.