другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
Новый мир Информационно-образовательный портал. Бесплатные курсы.
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Развитие бизнеса — получение заказов от корпораций с государственным участием
Бесплатные семинары для малого и среднего бизнеса по ФЗ-223. 15 городов.
Роль дополнительного профессионального образования в импортозамещении – 2017
Круглый стол для Российской Ассоциации Бизнес образования

Рынок ИТ-образования ожидает консолидация


31 Августа 2010 года

Рынок ИТ-образования ожидает консолидация

Григорий Рудницкий - Ibusiness

В преддверии нового учебного года один из крупнейших российских игроков в области ИТ-образования, «Академия АйТи» объявила об итогах своей работы в 2009-2010 учебном году, а также поделилась планами на будущее. Как рассказал журналистам ректор Академии Игорь Морозов, в прошедшем учебном году оборот учебного заведения составил 348 миллионов рублей. На очное обучение пришлось 76 процентов этих денег, на дистанционное обучение – 14, и по 5 процентов на бизнес-обучение и консалтинг.

Крупным учебным центрам, и «Академия АйТи» здесь не исключение, в нелегкое время удалось удержать позиции благодаря участию в крупных государственных проектах. Самым крупным стал Федеральный проект НП-12 «Внедрение пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». В рамках этого проекта «Академия АйТи» дистанционно обучила 77 706 работников школ из 83 субъектов РФ, из которых 53 473 успешно прошли очное тестирование. По словам Игоря Морозова, залогом успешного выполнения стали апробированные в «Академии АйТи» технологии дистанционного образования, благодаря которым в короткий срок удалось обучить людей из самых отдаленных и труднодоступных регионов.

Еще одно направление – сотрудничество с вендорами. За минувший год в активе «Академии АйТи» появились шесть новых вендоров. Совсем недавно учебное заведение получило статус первого сертифицированного партнера компании SAP в области обучения. Это означает, что уже в новом учебном году портфель Академии пополнится новыми курсами.

Мы задали Игорю Морозову несколько вопросов:

— Как рынок ИТ-образования восстанавливается после финансового кризиса? В каких сегментах это уже произошло, а в каких еще нет?

— Когда в ноябре 2008 года на нас обрушились экономические катаклизмы, корпоративный рынок отреагировал практически мгновенно. Нам звонили клиенты, у которых уже были подписаны контракты, и заявляли, что пересматривают свои планы относительно дальнейшего продолжения обучения. Все это характерно не только для нас, но и для других учебных центров. Все оказались в аналогичной ситуации. Только две категории заказчиков отреагировали не так оперативно и болезненно. Прежде всего, это, конечно, госсектор, потому что там более длительный цикл бюджетирования. Но даже и они в 2009 году провели сокращение бюджетов. Вторая категория – это физические лица, на которых кризис сказался по-разному. Кто-то стал больше экономить на обучении, а кто-то понял, что ему, наоборот, необходимо пойти и повысить свою квалификацию. Я бы сказал, что в сложившейся ситуации относительно неплохо почувствовали себя те центры, которые имели в активе контракты с государственным сектором, а также те, которые ориентировались на рынок обучения физических лиц. Причем, это могли быть самые простые специальности – специалист по продуктам «1С», секретарь-машинист и т.д., то есть то, что людям дает работу. Это явный признак кризиса – спрос не на абстрактные и сложные, а не простые и реальные специальности, позволяющие в короткий срок обучиться и начать зарабатывать. В 2009 году ситуация не улучшилась, а даже ухудшилась. В целом, для ИТ-рынка год выдался очень тяжелый. Если посмотреть детально, то много мелких и даже средних учебных центров и вовсе исчезли. Были небольшие региональные учебные центры, о которых мы перестали слышать, были и московские небольшие учебные центры, которые тоже практически перестали работать. Кризис больнее всего ударил именно по ним. У них не было длинных и крупных проектов, не было «подушки безопасности». Что касается крупных игроков, то я говорил с коллегами, у них все более-менее нормально. Это означает, что произошел определенный разрыв, рынок был в значительной степени «отъеден» крупными игроками.

С января 2010 года все в один голос заговорили о том, что корпоративный рынок «ожил», но пока это оживление носит больше психологический характер. Оно выражается не в деньгах, а в активности, мол, мы хотим, у нас есть планы. В целом, в 2010 году рынок находится на подъеме. Общую оценку рынка нам дать очень сложно, в силу его расплывчатости и слабой структурированности, но, конечно, могу сказать, что в кризис он упал на 40 процентов, а 2010 год не отыграл сколь-нибудь значительной доли. Пока все восстановление идет на уровне психологии. Правда, в некоторых сегментах уже есть и реальные результаты. Это, конечно, финансы и банки. Они очень быстро сократили, но и очень быстро все восстановили. Банки уже вышли на докризисный уровень потребления образовательных услуг. Неплохо и телеком себя чувствует. Если брать нефтегазовую отрасль, то она еще далека от восстановления, а промышленность и подавно.

— Поскольку средним и небольшим учебным центрам пришлось очень тяжело, не было ли у «Академии АйТи» желания приобрести кого-то из таких компаний? Есть ли у вас разветвленная региональная сеть, как, например, у «ЛАНИТа»?

— Региональное развитие для нас всегда было приоритетом. У нас 20 региональных филиалов, это больше, чем у «ЛАНИТа». Мы первыми в России начали системно вкладываться в регионы. У нас всегда была одна стратегия – открывать в регионах свои собственные филиалы. На ранних этапах мы пытались работать с партнерами, но в России идея партнерства приживается плохо. В конечном итоге, все заканчивалось тем, что мы выращивали себе конкурента в регионе, обучали его, передавали ему технологии, а потом забывали о нем. Что касается Москвы, то здесь, конечно, речь идет не о покрытии территории, а о приобретении дополнительных компетенций. Такие возможности нами всегда анализируются, и, более того, я убежден, что консолидация нашего рынка просто неизбежна, поскольку он очень фрагментирован, бесконечно фрагментирован. Консолидация произойдет, но пока мы не видим реальных задач для слияния и поглощения. Могу предположить, что мелкие будут просто уходить, а крупные центры становиться все крупнее и разнопрофильнее.

— В прошлые годы вы сделали большую ставку на дистанционные технологии обучения. Насколько это себя оправдало?

— Если говорить о рынке дистанционного обучения, как об отдельном сегменте, то я считаю, что в 2005-2006 году рынок находился на ранней стадии роста, но не состоялся – со своими лидерами, со своей аудиторией, со своей структурой потребления. Рынка как такового, на данный момент нет. Но есть некоторые рудименты, есть компании, которые как-то пытаются между собой конкурировать, однако выглядит это довольно незрело. Несмотря на это, тема дистанционного обучения довольно интересна, и мы ее за два-три года переосмыслили в сторону большей прагматичности. Если раньше мы пытались сделать дистанционные технологии некой «фишкой», мол, это такой невероятный инструмент, то теперь многие наши проекты просто по умолчанию проходят с использованием технологий дистанционного обучения. Так, наш проект НП-12 проходил именно дистанционно. Дистанционное обучение уже вокруг нас, оно проникло в корпоративные проекты. Да, оно не выделяется в качестве отдельной ценности, но оно стало одной из технологий работы. Саму по себе ее, как таковую рекламировать не нужно.

— Изменился ли объем ваших инвестиций в технологии дистанционного обучения? Не уменьшился ли он?

— Он совершенно не уменьшился. Мы инвестируем в отношения с западными партнерами, в разработку собственной базы контента, а также в разработку сервисов. Мы принципиально не производим платформу, поскольку приняли решение ориентироваться на свободное программное обеспечение – систему Moodle. Это очень важно, поскольку нужно использовать свободный движок, дорабатывать, и уже с его помощью решать свои задачи, благо открытая лицензия Moodle это позволяет.

— Сегодня ИТ-образование, особенно крупные игроки, преимущественно зарабатывают на крупных проектах для госсектора. Но сегодня они есть, завтра их нет….

— Вопрос серьезный. Конечно, для стабильной работы нужно смотреть и в будущее. Все наши 20 филиалов, продолжают активно работать с заказчиками из коммерческого сектора. Я считаю, что несколько лет это будет более значимо, чем крупные проекты с госсектором.