другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Развитие бизнеса — получение заказов от корпораций с государственным участием
Бесплатные семинары для малого и среднего бизнеса по ФЗ-223. 15 городов.
Роль дополнительного профессионального образования в импортозамещении – 2017
Круглый стол для Российской Ассоциации Бизнес образования

Подготовка ИТ-кадров общее дело государства, науки и бизнеса


12 Сентября 2005 года

Подготовка ИТ-кадров общее дело государства, науки и бизнеса

Мобильные телекоммуникации

Информационное общество, экономика знаний - это не только и не столько техника, технологии, инфраструктура, но прежде всего люди, без которых самая лучшая техника, самые современные технологии не смогут работать. Быстро растет потребность общества в информационных, инновационных, инжиниринговых услугах, в производстве и обслуживании сложной наукоемкой продукции, а следовательно, и потребность в специалистах в области ИТ. Сегодня от них требуется умение быстро ориентироваться в потоке информации, концептуально мыслить, принимать нестандартные решения. Требования, предъявляемые к квалификации ИТ-специалистов, постоянно ужесточаются и, соответственно, повышаются требования к качеству их обучения.

Однако не секрет, что в российском высшем образовании существует ряд проблем, порождающих разрыв между академическим образованием и реальными требованиями ИТ-компаний. По оценкам руководителей компаний российского ИТ-сектора, всего 10% выпускников вузов готовы к самостоятельной работе и не нуждаются в переучивании.

Другой больной вопрос - недостаточное финансирование высшей школы. Так, если в Европе и США расходы на подготовку одного ИТ-специалиста составляют от 15 до 25 тыс. долл. в год, то в России на одного "бюджетного" студента приходится около 740 долл. Данное обстоятельство не позволяет, с одной стороны, оснастить высшую школу современными технологиями, с другой - удержать в вузах перспективные кадры.

Эти и другие проблемы российского ИТ-образования стали предметом обсуждения на состоявшемся 7 июня 2005 г. в Москве заседании круглого стола "Подготовка специалистов в области информационно-коммуникационных технологий в условиях реформы образования". Выступая на заседании, министр информационных технологий и связи РФ Л. Д. Рейман указал, что развивающаяся телекоммуникационная отрасль экономики сталкивается сегодня с недостатком квалифицированных кадров, а выпускаемые вузами специалисты часто не отвечают современным требованиям компаний ИТ-сектора. Таким образом, подготовка специалистов по информационным технологиям становится обязательным условием экономического роста страны, а нехватка квалифицированных кадров - опасным тормозом для развития отечественной экономики.

Министр отметил важность координирующей роли государства в развитии образовательной системы. Государство должно формировать некие стандарты в области образования и контролировать их исполнение всеми образовательными учреждениями. Новое значение образовательной системы и, соответственно, направляющей и координирующей роли государства в ее развитии давно уже осознано ведущими мировыми державами, уверен Л. Д. Рейман. При этом речь идет не только и не столько о размере бюджетных вливаний, сколько о масштабных реформах в области образования, направленных, с одной стороны, на его насыщение новыми технологиями, а с другой - на подготовку специалистов, владеющих всем арсеналом современных ИТ.

Вместе с тем важно взаимодействие образования и бизнеса, которое помогает обеспечить эффективную и оперативную передачу фундаментальных знаний из науки в высокотехнологичный бизнес и передачу технологических знаний от бизнеса в систему образования. По словам министра, задача подготовки высококвалифицированных кадров вполне осознана российским бизнесом и решается двумя путями: за счет дополнительного образования и за счет объединения усилий ИТ-компаний и вузов.

Многие компании высокотехнологичного сектора экономики отправляют своих сотрудников на обучение и переподготовку, и вполне логично, что рост отечественного рынка ИТ-образования в прошлом году составил по разным оценкам от 30 до 60%. Расширяются партнерские сети учебных центров, увеличивается их присутствие в регионах, прежде всего в крупных городах с достаточно развитой ИТ-инфраструктурой - Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, Казани, Красноярске, Новосибирске и т. д.

Закономерно и то, что ИТ-сектор экономики и коммерческие учебные центры идут на активное сотрудничество с вузами: организуются совместные программы обучения, студенты получают возможность проходить стажировку на предприятиях. Однако пока наиболее активно подобные программы реализуют иностранные компании.

"Бурный рост рынка образовательных услуг в области переподготовки кадров для бизнеса позволяет привлечь большие инвестиции на развитие инфокоммуникационной среды, которая в то же время может быть использована и для обучения студентов", - считает министр.

Л. Д. Рейман предложил организовать межведомственную комиссию, которая займется решением проблем подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий. В состав комиссии смогут войти представители федеральных органов исполнительной власти (Мининформсвязи, Минобрнауки), Российской академии наук, бизнеса и общественных организаций.

Как отметил на том же заседании президент-председатель попечительского совета Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) В. В. Шахгильдян, решению проблемы с финансированием может способствовать участие вузов или их представителей в работе телекоммуникационных компаний. С одной стороны, это привлечет профессионалов - профессоров вузов к выработке верной стратегии развития самих компаний, а с другой - позволит влиять на принятие решений по поддержке образования по специальностям связи, что в интересах самих же телекоммуникационных компаний.

Современный вуз связи должен представлять собой учебно-научно-производственный комплекс с учебными центрами, принимающий участие в работе операторских компаний и входящий в содружество с другими вузами связи с целью формирования единого образовательного пространства России на основе современных инфокоммуникационных технологий.

Сформулированные в Федеральной целевой программе "Электронная Россия" задачи тесно связаны с необходимостью подготовки и переподготовки кадров как по новым направлениям и специальностям, так и по современным курсам отдельных дисциплин, обеспечивающим переподготовку имеющегося персонала. Отечественные вузы имеют достаточный опыт, чтобы обеспечить кадровую поддержку Федеральной программы "Электронная Россия", убежден В. В. Шахгильдян. Вместе с тем необходимо осуществить и ряд дополнительных мероприятий по формированию курсов, отражающих проблематику "Электронной России", сформировать новые специализации в рамках существующих специальностей и т. д.

Основным и быстро истощающимся ресурсом ИТ-отрасли являются подготовленные и прошедшие необходимую сертификацию специалисты. Отсутствие сквозной и согласованной системы их воспроизводства на всех этажах образовательной пирамиды "школа - колледж - вуз" будет в ближайшие годы главным сдерживающим фактором как для самой ИТ-отрасли, так в определенной степени и для других отраслей промышленности. Необходимо также учитывать, что отрасли требуются специалисты с инженерным, а не базовым ИТ-образованием.

На задаче построения максимально гибкой, восприимчивой к новациям и изменениям системы подготовки специалистов поставил акцент и директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании В. Г. Кинелев. Общество впервые столкнулось с ситуацией, когда за время трудовой деятельности одного поколения несколько раз происходит полное обновление технологий.

Проблема повышения качества образования не может быть решена исключительно за счет информационно-коммуникационных технологий. В наиболее развитых странах приоритетом для инвестиций выбрана подготовка преподавателей, а не просто широкое внедрение ИКТ в сферу образования. Известно, например, что существует определенное сопротивление применению в учебном процессе новых технологий на уровне средней школы, что, по мнению В. Г. Кинелева, во многом связано с неготовностью преподавательского корпуса. Решение этой задачи возможно только при условии подготовки соответствующей педагогической среды.

Инструментом для совершенствования ИТ-образования в России может стать новаяФедеральная целевая программа развития образования на период 2006-2010 гг., сообщила М. М. Князева, заместитель начальника Управления программ развития в сфере образования Федерального агентства по образованию РФ. Коллегия Министерства образования и науки РФ уже утвердила ее концепцию.

Развитие на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий систем дистанционного обучения, позволяющих сделать качественное образование более доступным для широких слоев населения, может значительно помочь развитию системы подготовки ИТ-специалистов. И хотя первоначальные затраты на учебно-методическое обеспечение оказываются достаточно внушительными, их массовое использование в итоге оправдывается и делает систему экономически целесообразной. Это подтверждается как опытом отечественных вузов, работающих по принципу дистанционного обучения, так и зарубежной практикой.

Растущий интерес к дистанционному обучению продемонстрировала 2-я Московская международная выставка по электронному обучению "eLearnExpo Moscow 2005", проходившая в конце мая в Москве, в Центре международной торговли. По словам С. Г. Семушкиной, начальника Управления информационных технологий Федерального агентства по информационным технологиям РФ, "в области дистанционного образования Россия обладает огромным потенциалом. Развитие этого направления имеет сегодня особую социальную значимость и во многом может решить проблему квалифицированных кадров нового поколения России".

В работе выставки приняли участие компании, специализирующиеся на разработке и реализации программных продуктов для дистанционного обучения. В рамках выставки были организованы семинары и мастер-классы. Состоялась также конференция "Дистанционное обучение" и круглый стол, на которых обсуждались вопросы создания электронных образовательных систем и организации непрерывного обучения на базе технологий eLearning, обеспечения их эффективности, настоящее и будущее электронного обучения в России, рассматривался международный опыт по разработке и внедрению систем eLearning.

Целый ряд крупных отечественных компаний уже ввели у себя практику дистанционного обучения кадров и оценивают этот опыт как успешный. Среди них "Связьинвест", "ВымпелКом", "Академия АйТи", "Альфа-банк" и ряд других компаний.

Электронное, и в частности дистанционное, обучение может иметь различные организационные формы; у заинтересованной компании есть возможность выбирать систему корпоративного обучения исходя из своих потребностей и финансовых возможностей. Например, "Академия АйТи" предлагает как готовые электронные курсы для пользователей ПК, так и разработанные на заказ, а также услуги консалтинга по построению системы обучения, аутсорсинга в сфере обучения вообще и дистанционного обучения в частности, возможность либо приобретения, либо аренды программно-аппаратных комплексов для развертывания системы дистанционного обучения.

Компания "Открытый университет бизнеса и технологий" представила дистанционные курсы повышения квалификации, предназначенные для внутрикорпоративного обучения. Форма подачи материала в этих курсах приближена к аудиторным занятиям, для чего использована технология "гибридного" Интернета: учащимся обеспечивается доступ на сайт и электронная связь с педагогом, а также высылаются лазерные диски с записью лекций.

Кроме ИТ-компаний и коммерческих учебных центров технологиями дистанционного обучения интересуются высшие и средние учебные заведения, студенты, аспиранты и преподаватели. На выставке был показан широкий спектр решений и услуг, рассчитанных на все категории пользователей - от корпоративных заказчиков до частных лиц.

По сложившейся традиции, накануне 1 сентября наш журнал обращается к теме подготовки ИТ-кадров. Некоторые компании телекоммуникационной отрасли поделились своим опытом в этой области.