другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
Новый мир Информационно-образовательный портал. Бесплатные курсы.
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Основы противодействия коррупции в бюджетных организациях
Бесплатный вебинар для руководителей и специалистов бюджетных организаций и учреждений.
Роль дополнительного профессионального образования в импортозамещении – 2017
Круглый стол для Российской Ассоциации Бизнес образования

Методическая кухня дистанционного обучения


10 Января 2005 года

Методическая кухня дистанционного обучения

А. Азаровская - Бизнес-образование

Уважаемые господа-гурманы! Добро пожаловать на методическую кухню Академии АйТи. Здесь днем и ночью трудится множество поваров-методистов. Большими и маленькими порциями варят, жарят, парят огромное количество вкуснейших учебных блюд, закусок на разный самый взыскательный вкус, способных удовлетворить самых требовательных гурманов. В одном из огромных дымящихся чанов (подогреваемых интересом на рынке) готовится экзотическое блюдо под названием ‘корпоративная система дистанционного обучения’. Хотя в настоящее время это блюдо вряд ли можно назвать диковинным. Еще несколько лет назад представители западной гастрономической школы дистанционного обучения удивляли всех новоявленной экзотикой. Наданныйже момент появляется все больше отечественных поваров, разрабатывающих собственные оригинальные блюда (в сфере дистанционного обучения) аналогичного класса.

Что это - очередной fast food или новая прогрессивная школа питания?

Известно, что человечеством движет неугасаемый дух познания. «Vita sine litteris – mors est». Жизнь без науки (познания) – смерть. В ходе развития человечество предпринимало множество попыток гармонизировать дух стремления к познанию, информации с удобством. Можно провести параллель с чудо-диетой, гарантирующей стремительное похудание без изнурительного голодания, или Азбукой Морзе. Согласитесь, достаточно заманчиво иметь возможность комфортно удовлетворять свою витальную потребность к развитию и познанию. Первую возможность «учиться без отрыва от дивана» предоставили школы по переписке, возникшие в Европе в 1840 годах. Постепенно, с появлением новых техничеких средств: TV, видео, мультимедиа, формирование полноценной системы дистанционного обучения стало неизбежным.

Неизбежным стало и участие Академии АйТи как лидера рынка корпоративного обучения в области ИТ и ИТ-менеджмента в процессе становления отечественной системы корпоративного дистанционного обучения. Принципы работы Академии заключены прямо в ее названии. С одной стороны, Академия гарантирует соблюдение всех славных педагогических (академических) традиций, с другой стороны – использование новейших IT- технологий и последних достижений вобласти мультимедиа.

На протяжении 3 лет на методической кухне дистанционного обучения Академии было приготовлено около 100 блюд и с каждым годом объемы значительно увеличиваются. Одним из главных потребителей дистанционных продуктов становятся крупные корпорации. В чем же секрет подобного интереса?

Большинство корпоративных заказчиков преследуют одну и ту же цель: оптимизировать работу компании путем повышения уровня обученности персонала. Однако каждая компания настолько специфична, что стратегии достижения этой цели, а также отдельные задачи (внутри цели) могут варьироваться. Иначе говоря, не существует универсального решения (эдакой панацеи), которое можно ‘прописать’ любому заказчику. Академия АйТи придерживается индивидуализированного подхода при работе с каждым клиентом, как истинный доктор диагностирующий и назначающий программу лечение, необходимую конкретному пациенту.

Для того, чтобы разработать успешную учебную парадигму (модель) следует,

во-первых, четко обозначить области компетентности, которые требуются для достижения бизнес-целей в конкретной компании; во-вторых, определить стратегии и методы обучения, необходимые для достижения компетентности в обозначенных областях; в-третьих, осуществить подбор адекватных средств реализации.

В соответствии с текущими потребностями и условиями рынка Академия АйТи оказывает услуги в сфере дистанционного образования по следующим направлениям:

Разработка курсов под КСДО (корпоративную систему дистанционного обучения)

· курсы по обучению работе со специализированными программными продуктами внутреннего использования (не только русскоязычные версии);

· курсы по обучению работе со специализированными программными продуктами внутреннего использования в различных версиях;

· курсы по обучению приемам работы с тем или иным технологическим оборудованием;

· курсы, представляющие собой должностные инструкции для различных групп сотрудников;

· курсы, представляющие собой регламенты взаимодействия подразделений внутри компании;

Консалтинг + Внедрение КСДО

· программы обучения методологии разработки, создания, администрирования собственных онлайновых курсов;

Каким же образом на практике реализуется проповедуемый Академией АйТи индивидуализированный подход при работе с каждым клиентом? Рассмотрим на примере реализации нескольких проектов (например, с компанией Аэрофлот и МНС).

При разработке модели обучения для компании Аэрофлот (по обучению работе со специализированным программным продуктом внутреннего использования) были приняты во внимание следующие факторы:

· Обучение одновременно должны пройти около 5 000 человек.

· Необходим единый курс для нескольких категорий конечных пользователей

· Представительства Аэрофлот находятся как в России, так и зарубежом.

· Некоторые сотрудники авиакомпании не владеют русским языком.

· Существует специфика (оригинальные настройки) системы, используемые только в компании Аэрофлот.

· Резкий переход от используемого интерфейса командной строки к графическому интерфейсу системы невозможен, в связи с низким уровнем технического оснащения во многих отдаленных представительствах компании.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, наиболее оптимальным решением реализации поставленных задач стала КСДО.

В процессе работы пришлось отказаться от идеи переноса классического «офф-лайнового курса» по обучению работе с внутренним программным продуктом в корпоративную систему дистанционного обучения компании Аэрофлот. С привлечением внутренних специалистов компании и внешних консультантов была разработана текстовая основа курса полностью отражающая функционирование БП (бизнес-процессов) в Аэрофлот. После этого были созданы 2 версии курса: русско- и англоязычный.

Необходимость создания единого «универсального» курса повлекла за собой разработку гибкой структуры курса, разделенного на тематические модули и состоящего из определенного количества уроков:

Лекция – обязательный элемент урока для всех категорий конечных пользователей, включающий в себя базовую теоретическую часть по работе в системе.

Симуляции – элемент урока, представляющий собой работу в смоделированной ситуации. Различным группам конечных пользователей рекомендуется пройти определенный набор симуляций, обучающих необходимым аспектам работы в системе.

Что касается построения системы контроля, то это разговор особый. Контролирующий аспект СДО базируется на 2 видах мотивации: внутренней и внешней. Внутренняя связана с желанием (стремлением) человека к познанию, самообразованию и соответственно способна обеспечить функционирование механизма внутреннего самоконтроля. Внешняя мотивация напрямую зависит от внешних стимулов (возможности карьерного роста, повышения зарплаты). Как правило, корпоративные заказчики стремятся не только транслировать образовательную информацию, но и сертифицировать багаж полученных слушателями знаний. В связи с этим наиболее оптимальным способом построения контролирующей парадигмы является сочетание 2 видов мотивации в процессе обучения.

В процесс прохождения большинства дистанционных программ встроена система тестов, которая действительно является инструментом самопроверки (самоконтроля), позволяющим сотруднику выявить свои слабые и, что наиболее значимо, сильные места. В зависимости от результатов, личная программа каждого слушателя (так называемая обучающая дорожка) может видоизменяться. Система ‘порекомендует’ какие элементы стоит изучить повторно, материалы каких разделов можно опустить. Это выстраивает вокруг слушателя некую «ситуацию успеха», безусловно, позволяющую повысить уровень внутренней мотивации. Существует и итоговый тест, который сдается по окончании каждого курса и оценивается, причем оценку видит и сам обучаемый, и его руководство. Таким образом, для каждого сотрудника из каждого подразделения создается база статистических данных, отражающая весь процесс обучения.

С учетом вышеупомянутых факторов, в компании Аэрофлот система контроля представлена промежуточными и итоговыми тестами.

Промежуточные тесты – обязательный элемент каждого урока, являющийся инструментом самоконтроля.

Итоговый тест – элемент курса, представленный в нескольких вариациях для различных групп конечных пользователей. Является основой для сертификации конечных пользователей.

После развертывания корпоративной системы дистанционного обучения в компании Аэрофлот, позволяющей обеспечить доставку образовательной информации учащимся посредством сети, а также проверку знаний, полученных в рамках программы обучения появились следующие возможности:

  • Регистрация слушателя в он-лайн-режиме;
  • Размещение учебно-методических материалов курсов в Сети на web-ресурсах;
  • Прохождение курса, включая офф-лайновую и он-лайновое работу с материалом, интерактивное общение с преподавателем;
  • Контроль слушателей в процессе обучения, сертификация учащихся по окончании курса обучения.

В ходе работы над другим проектом (с МНС) найдено с педагогической точки зрения удачное сочетание традиционной, классической и дистанционной форм обучения, причем они не исключают и не заменяют, а именно дополняют друг друга.

Целью проекта с МНС являлось внедрение новой системы документооборота СЭД-Регион (адаптированная версия БОСС-Референт). Обучение прошли 11 тыс. человек в 89 регионах (в течение 2 месяцев). В ходе работы была предложена следующая модель обучения:

1. Администраторы системы и администраторы ПО (около 300 чел.) обучались очно на выездных сессиях. Срок обучения – 4 недели. Программа обучения специально разрабатывалась специалистами Академии и состояла из 6 курсов, продолжительностью от 3 до 40 часов.

Рис 2. Программа обучения администраторов системы и администраторов ПО

Необходимо заметить, что курс «Система дистанционного обучения» был направлен на ознакомление с особенностями методики дистанционного обучения, с целью оказания пользователям технической и тьюторской поддержки на местах.

2. Что касается пользователей, то они обучались дистанционно. Программа включала в себя 2 пользовательских курса: по Lotus Notes (8 часов) и по системе СЭД-Регион (8 часов). Оба курса снабжены итоговым тестированием.

Возвращаясь к современным тенденциям в области дистанционного образования, можно с уверенностью сказать, что рынок корпоративных систем дистанционного образования будет значительно расширятся. Во-первых, сама форма обучения как нельзя лучше подходит для использования в территориально распределенной структуре, каковой является корпорация. Кроме того, корпоративная система дистанционного обучения является полифункциональным средством обучения и контроля и позволяет не только оптимизировать работу корпораций путем увеличения темпов иуровня обучения персонала, но и значительно сокращает расходы на обучение.

Сокращение расходов происходит за счет следующих факторов:

· В связи с тем, что корпорация является структурой территориально распределенной, внедрение СДО избавляет региональные фирмы от необходимости посылать в дорогостоящие командировки своих специалистов.

· Соответственно, использование дистанционного обучения существенно снижает время, проводимое служащими вне офиса и не относящееся к их служебным обязанностям.

· Достигается непрерывность обучения.

· Обеспечивается массовый охват слушателей,

· Предоставляется универсальный доступ кучебной системе.

· Формируется единое информационное поле.

· Чем больше слушателей, тем меньше удельные затраты на одного обучающегося.

Оптимизация процесса повышения квалификации персонала достигается благодаря возможности:

· обучать в любом месте, в любое время;

· проводить постоянную корректировку и модернизацию корпоративных знаний, причем весьма динамично;

· вести статистику по учебному процессу;

· самостоятельно варьировать индивидуальную учебную программу и темп обучения в соответствии с возможностями конкретного слушателя;

· отслеживать результаты обучения.

Итак, так что же такое СДО – недорогой образовательный fast food, приготовленный на скорую руку или прогрессивная учебная философия? Для Академии АйТи ответ очевиден: система дистанционного обучения – это полноценная форма обучения, главными достоинствами которой являются экономичность и полифункциональность (способность творческой реализации программ подготовки сотрудников с целью развития их профессиональных и личностных компетенций).