другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Роль дополнительного профессионального образования в импортозамещении – 2017
Круглый стол для Российской Ассоциации Бизнес образования

Хочешь работать в ИТ-индустрии? – Поступай в ИТ-магистратуру!


27 Июня 2008 года

Хочешь работать в ИТ-индустрии? – Поступай в ИТ-магистратуру!

Газета Сталь

Осенью 2008 года кафедра «Инженерной кибернетики» совместно с Академией АйТи открывает новую магистерскую программу по специализации «Информационный менеджмент». Это уже не первая программа, которая готовит магистров, открывшаяся в МИСиСе: в марте этого года о создании «Институт информационных бизнес систем» объявила компания IBS. Почему подобные совместные программы пользуются сейчас особой популярностью, в чем их схожесть и различия, мы поговорили с Екатериной Лавреновой, директором департамента профессиональной подготовки Академии АйТи.

За последние несколько лет многие вузы открыли совместные программы с лидерами ИТ-рынка. Зачем они нужны студентам и вузам?

О том, что бизнес высоких технологий испытывает сегодня острую нехватку кадров, в последнее время не говорил только ленивый. Российская высшая школа опирается на определенные традиции, сложившиеся еще в советское время. В некоторых сферах это приносит положительные результаты; в других, особенно в таких динамично развивающихся, как ИТ – это приводит к существенному разрыву между квалификацией выпускников и уровнем развития технологий. При существующей скорости изменения вузовских программ этот разрыв никогда не будет преодолен. На последнем саммите лидеров индустрии, который проходил в Санкт-Петербурге в апреле, вопрос подготовки кадров был одним из ведущих.

В этой ситуации взаимодействие вузов с учебными центрами может оказаться очень полезным. Учебный центр – это передовая ИТ-образования, мы способны быстрее модернизировать свои программы, так как ориентированы прежде всего на потребности бизнеса, сами являясь бизнесом. Мы необходимы ИТ-отрасли из-за ее быстрой трансформации – ни один вуз не сможет менять программы вслед за появлением новых технологий и решений.

Обучение на совместных программах будет особенно полезно людям с высшим образование, бакалаврам и специалистам, в качестве магистратуры. Они уже получили все лучшее, что может им дать классическая высшая школа, и теперь им нужны конкретные практические знания и навыки.

На самом деле очень плохо, когда высшее образование забывает о своей системности и начинает учить студентов решать конкретные задачи. Это плохо, потому что люди тогда не могут с легкостью переходить с одного продукта на другой. Магистратура «Информационный менеджмент» как раз может демонстрировать такой хороший симбиоз. Преподаватели МИСиСа будет давать эту системность и широту взглядов, а мы – решения, причем не конкретные, а спектр различных решений. Чтобы у ребят был широкий кругозор и больший выбор, куда идти дальше работать.

Каковы сильные и слабые стороны вашей программы?

Сильные стороны подобных программ – это их большая практическая направленность. Обучение в вузе в нашей стране остается качественным за счет его консервативности. Система обучения меняется очень медленно, что закладывает крепкую основу и выпускники выходят с хорошими базовыми знаниями, умеют решать сложные задачи, но… скажем так, не приспособлены к реальной жизни. А программа обучения Академии АйТи вносит ту самую практическую ценность их образованию, которой им сейчас как раз не хватает. Мы приспосабливаем выпускников к потребностям современного рынка, во-первых, потому что наши преподаватели читают курсы крупнейших производителей ИТ-продукции, а кроме того, мы являемся дочкой системного интегратора, поэтому нужды индустрии нам знакомы не понаслышке.

А слабая сторона – отсутствие у нас опыта обучения студентов. Мы в основном работаем со взрослыми, где другая мотивация к обучению. И мы искренне волнуемся, что мы будем делать со студентами и какие проблемы могут возникнуть чисто возрастного плана. В части таких проблем нам, надеюсь, поможет МИСиС.

Могут ли такие программы способствовать решению проблемы нехватки кадров в целом?

Решить проблему в целом, наверное, - нет. Но все-таки эти программы затрагивают системные процессы образования. Перед ИТ-сообществом сейчас стоит очень важная задача – не пустить этот процесс на самотек. Контролировать его путем разработки различных стандартов, взаимодействия с вузами, чтобы российское образование стало более практически ориентированным, не потеряв свою фундаментальность.

Два года назад стартовал проект по разработке профессиональных стандартов в области ИТ. Академия АйТи принимала активное участие на всех уровнях создания этих стандартов. И сейчас мы их использовали при планировании новой магистратуры. То есть в ней будут готовиться специалисты, за чей профессиональный уровень несут ответственность те крупнейшие ИТ-компании, российские и зарубежные, которые принимали участие в разработке стандартов. Работа над ними еще не завершена, сейчас они находятся на рассмотрении в Министерстве образования и науки.

Каким образом происходит реализуется программа сотрудничества Академии АйТи с Московским институтом стали и сплавов?

Эта программа совместная, а эта значит, что и вуз, и мы делим все тяготы пополам: инвестируем, организуем лекции, семинары и практику, помогаем в поиске интересных мест работы для ребят. То есть у нас полностью равноправное сотрудничество.

Основное отличие нашей программы от магистратуры IBS состоит в том, что студентам не нужно по окончании работать три года в самой компании, они могут сами выбрать себе место работы и сменить его в любой момент. Но понятно, что мы постараемся привлечь лучших для работы в группе компаний АйТи. Кроме того, мы дружим со многими лидерами ИТ-индустрии – компаниями Microsoft, IBM, Intel, 1C, Лаборатория Касперского, Cisco, Sun, Oracle, они тоже будут заинтересованы в выпускниках, окончивших нашу программу.

Но программа оказывается для студентов не бесплатной?

Стоимость обучения на самом деле не такая уж большая – 45 тыс. в семестр. Для магистратуры – это средняя цена. Мы можем помочь оформить образовательный кредит. Во-первых, через Сбербанк, во-вторых, через программу Кредо (www.prokredo.ru), в которой участвует и МИСиС. Обучение проводится в вечернее время и в субботу, поэтому у студентов будет возможность работать.

Кроме того, у нас есть несколько бюджетных мест, из 25 человек пятеро смогут поступить бесплатно. Их отбор будет производиться на основе экзаменов и собеседования. МИСиС готов предоставить студентам общежитие – 60% слушателей будет обеспечено жильем.

Где будут проходить занятия?

Занятия будут проходить на территории вуза и Академии АйТи. Плюс мы привлекаем консультантов и экспертов различных отраслей, чтобы они могли рассказать о том, что происходит сейчас в бизнесе. Практика организуется в группе компаний АйТи, ТехноСерв А/С, IBS, Лаборатория Касперского, 1С и других.

Принципиального разделения, кто будет отвечать за что не было, даже договор заключается тройной – с МИСИСом, Академией АйТи и студентом. В договоре прописано, кто какие часы читает. Таким образом курсы читают лучшие преподаватели вуза и Академии. А за научную составляющую обучения отвечает экспертный совет при программе, в который входят представители Академии АйТи и МИСиСа. Этот совет координирует наши действия, занимается выработкой стратегии. Все вопросы решаются коллегиально, и никто не тащит одеяло на себя.

Работа над программой началась год назад, и за это время мы не просто разработали план обучения и практикумов, мы создавали перемычки между различными дисциплинами, чтобы они составляли единое целое. На примере школы эта проблема очевидна, когда дети начинают проходить вектора, они не понимают что это такое либо потому что, еще не прошли их на математике, либо потому что в математике – это совершенно другое понятие. Здесь мы очень плотно состыковывали программы, познакомили преподавателей, чтобы была единая терминологическая база и чтобы были логические связи между предметами.

За это мне хочется особо поблагодарить команду МИСиС, которая проявила  себя очень профессионально. С ними было очень приятно работать.

Какова продолжительность обучения на программе и что ждет слушателей по завершению?

Продолжительность обучения – 2 года. По окончании слушателей ждет защита магистерской диссертации, два диплома – Академии АйТи и МИСиС, и содействие в трудоустройстве. Так как общение с работодателями на протяжении обучения будет вестись крайне активно, мы думаем, что в конце студента будет ждать не одна, а несколько вакансий, из которых он сможет выбрать, что ему больше подходит.

Как будет построены практика: студенты будут получать задания для практики, а с работодателями будет договоренность, чтобы они участвовали в конкретных проектах с учетом этих заданий. В этих договорах так же обозначено, что ребята не могут заниматься черновой работой, отправлять факсы или множить документы, а они должны работать по специальности, на которую учатся. То есть они могут стать, например, помощниками бизнес-аналитиков, руководителей проектов. Практика может проходить и на рабочем месте студентов, просто для них будут формироваться различные конкретные задания, чтобы работа не диссонировала с обучением.

Есть ли какие-то особенности у диссертаций?

Да, магистерские диссертации должны быть посвящены не абстрактной проблеме,  а конкретному делу. Один из отзывов, который они должны будут получить, чтобы защититься – это отзыв о практической значимости работы.

Я уверена, что эта программа будет успешной. И желаю ребятам удачи во вступительных испытаниях!