другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Развитие бизнеса — получение заказов от корпораций с государственным участием
Бесплатные семинары для малого и среднего бизнеса по ФЗ-223. 15 городов.
Роль дополнительного профессионального образования в импортозамещении – 2017
Круглый стол для Российской Ассоциации Бизнес образования

ИТ-ученье – свет. С сезонным мерцанием


21 Января 2011 года

ИТ-ученье – свет. С сезонным мерцанием

MSKIT.ru

Рынок ИТ-обучения пострадал в результате кризиса и в течение 2010 года медленно вслед за отраслью восстанавливался, поскольку компании осознали необходимость инвестировать в развитие профессиональных навыков своих сотрудников. Однако в связи с тем, что этому сегменту характерна сезонность, процесс восстановления идет более медленными темпами. При этом конкуренция между игроками рынка ИТ-обучения традиционно достаточно жесткая.

Рынок ИТ-обучения до сих пор находится на стадии стагнации, и только в самое последнее время начинается его медленное восстановление, по словам ректора «Академии АйТи»  Игоря Морозова.  «С одной стороны, идет восстановление ИТ-рынка в целом, с другой – компании, которые во время кризиса заморозили обучение сотрудников, постепенно осознают, что для развития бизнеса обучение необходимо, в нем накопилась определенная потребность». Развитие рынка ИТ-обучения повторяет общие тенденции ИТ-рынка, но всегда несколько отстает от него. Согласно прогнозам IDC, в 2011 году ожидается рост ИТ-рынка на 12-14%, соответственно, и образовательный рынок будет постепенно восстанавливаться вслед за ним», - говорит спикер.

«В 2010 году произошел значительный всплеск интереса к  обучению персонала в сфере ИТ, - отмечает директор Центра технического обучения Digital Design Ирина  Мареева. -  После выхода из кризиса компании всерьез задумались о совершенствовании  знаний и навыков персонала, необходимых  для эффективного решения основных производственных задач с использованием информационных систем».

Обучение, как показывает практика, – продукт сезонный, и это наблюдалось и перед  кризисом, и во время него.  «Сейчас та же самая тенденция. Лето, традиционно, пора отпусков, и спрос на обучение падает. А вот зима и осень, наоборот, очень активные периоды, когда наблюдается рост обращений клиентов в учебный центр», - прокомментировала менеджер по маркетингу Учебного центра Softline Анастасия Юрина.

Наиболее существенно, как отмечает Игорь Морозов, кризис отразился на небольших компаниях, проводящих обучение в области ИТ. На рынке в целом выросла доля крупных учебных центров, которые обладают солидным опытом работы, разветвленной линейкой продуктов и оказывают услуги высокого качества. При этом соотношение сил между этими крупными игроками осталось практически неизменным. Также нельзя говорить и о существенном росте конкуренции. При заказе услуг и выборе провайдера, ключевыми факторами являются опыт и репутация учебного центра. Таким образом, именно они являются на сегодняшний день ключевыми инструментами маркетинга, хотя все учебные центры, разумеется, прибегают к различным краткосрочным маркетинговым акциям и программам (скидкам, специальным предложениям и т.п.).

Анастасия Юрина полагает, что, так как на рынке присутствует ряд сильных игроков, предоставляющих услуги высшего качества, то конкуренция есть. Конечно, у каждого учебного центра есть своя «изюминка», специализация на каких-то направлениях, но, в целом, у большинства учебных центров можно найти широкую линейку IT-курсов и для пользователей, и для специалистов.  Каналы привлечения клиентов сейчас очень разнообразны и включают в себя широкий спектр маркетинговых активностей. Очень важно не потеряться, представлять себя и свои услуги максимально широко, используя все доступные каналы. Сегодня Интернет – хороший канал продаж, он дает возможность познакомиться с полной информацией о курсе, о тренере, об учебном центре. Можно пообщаться с теми, кто уже проходил обучение, и сделать выбор между несколькими учебными центрами, предлагающими одну и ту же программу обучения.

Ирина Мареева говорит, что самый эффективный метод привлечения клиентов  – это предложение обучения, ориентированного на развитие навыков и умений, необходимых для повышения эффективности использования информационных систем, работающих на конкретном предприятии.

«В целом для рынка ИТ сегодня характерна тенденция к так называемой конвергенции, «укрупнению» рынка. Игроки объединяются между собой, соответственно, уменьшается количество вендоров, курсы объединяются в более широкие линейки и треки, - говорит Игорь Морозов. - Кроме того, так как на рынке постоянно появляются новые технологии, формируется и потребность в  обучении по новым программам и направлениям. За последний год такими направлениями стали «облачные» вычисления и ЦОД. Что касается форматов обучения, то пока существенно их соотношение не изменилось. Продолжает доминировать очный формат, хотя в период кризиса заказчики, безусловно, стали проявлять повышенный интерес к более бюджетным дистанционным формам.

По словам Анастасии Юриной, за последний год цены на обучение практически не изменились. Они корректировались только на некоторые программы в связи с увеличением стоимости пособий или возникновением дополнительных расходов, связанных с новыми требованиями вендора. В Учебном центре Softline все курсы авторизованы, читаются сертифицированными тренерами, поэтому весь учебный процесс контролируется и, отчасти, регулируется вендором.

Игорь Морозов также согласен, что цены на обучение остались практически неизменными. При этом частные заказчики демонстрируют достаточно высокий интерес к обучению на фоне сокращения корпоративных бюджетов.

Ирина Мареева отмечает, что цены на обучение растут в соответствии с инфляцией. Центр Технического обучения Digital Design работает с корпоративными клиентами, и оплату обучения в этом сегменте осуществляют работодатели.

«В Учебном центре Softline в 2010 году было реализовано несколько проектов, связанных с новыми формами обучения, - рассказывают в компании. - Первым стала возможность прослушать очные курсы с обязательным выполнением практических заданий, лабораторных работ прямо из дома, в формате web-класса. Для реализации данного проекта использовались «облачные» технологии. Теперь в нашем учебном центре можно прослушать полноценный очный курс, включающий общение с преподавателем, выполнение всех заданий, проверку правильности выполнения, не выходя из дома. Достаточно иметь компьютер и доступ в Интернет. Второй новинкой стала организация одновременно очного и дистанционного обучения. То есть дневной курс, проходящий в Москве, теперь можно прослушать из любой точки мира, включиться в дискуссию со слушателями, находящимися в московском классе».

Что касается новых направлений в обучении, в Центре технического обучения Digital Design стабильным спросом пользуются три    направления подготовки специалистов: автоматизация корпоративного документооборота на платформе DocsVision, эффективная работа с пакетом Microsoft Office 2010 и управление проектами с использованием Microsoft Project 2010. Спрос на удаленное обучение не вырос и интересен, в основном, для территориально-распределенных компаний.