другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Роль дополнительного профессионального образования в импортозамещении – 2017
Круглый стол для Российской Ассоциации Бизнес образования

Интервью ректора Академии АйТи


3 Сентября 2003 года

Интервью ректора Академии АйТи

Инфобизнес

Чем был вызван переход к интегрированному подходу при обучении корпоративных заказчиков?

Появление концепции ILS было предопределено основными тенденциями развития рынка профессиональной подготовки в области ИТ и зафиксировано в нашей стратегии, которая базируется на анализе и прогнозировании данного рынка. Сделанные еще два года назад прогнозы рынка обучения продемонстрировали, что задачи подготовки ИТ-специалистов и пользователей информационных систем с каждым годом будут только усложняться и, в отличие, например, от рынка ПО, станут более специфичными, "заказными", заточенными под конкретного заказчика. Ведь если несколько лет назад в большинстве случаев заказчиков интересовали знания только в области базовых технологий (например, администрирование сетевых платформ), то в последний год-два существенно выросла доля редких, а подчас и уникальных курсов по узкоспециализированным вопросам, а спектр общеупотребимых методик обучения явно стал узок для многих крупных и средних структур. На текущем этапе мы также явно прослеживам рост спроса на нетипичные ранее для данного рынка услуги.

В итоге таких трансформаций решения по обучению в сфере ИТ смогут решать задачи более высокого уровня, нежели те, которые до недавних пор перед ними ставились, и станут более "адаптированы" под требования каждого конкретного заказчика.

Если говорить честно, то актуальность реализации концепции ILS виделась нам как минимум через 2-3 года. Однако рынок внес свои коррективы - общение с клиентами в уже начале года показало, что для многих крупных предприятий новые задачи в области подготовки ИТ-персонала станут на повестке дня уже в самое ближайшее время. Это заставило нас существенно скорректировать планы и в конце лета текущего года мы смогли представить вниманию заказчиков законченную концепцию ILS.

Какую часть прибыли Академии дает сейчас такое интегрированное обучение?

Если представить себе континуум решений Академии АйТи, где на одном полюсе расположено абсолютно стандартное обучение на формальном курсе, а на другом - проекты, выполненный в концепции ILS, то, как и следует ожидать, основная часть нашего бизнеса будет сосредоточена где-то посередине. Ведь между этими подходами существует множество "межконцептуальных" проектов, где стандартное обучение является неотъемлемой частью, однако, высока доля дополнительного сервиса (например, консалтинг в области развития персонала) или имеется необходимость использования сложных моделей обучения (например, организация территориально распределенного обучения). Если же говорить о проектах, полностью выполненных в рамках новой концепции ILS, то по моим оценкам они составляют сейчас порядка 15-20% бизнеса Академии АйТи.

Как, по вашему мнению, эта доля будет меняться в будущем?

Очевидно, что мы не стали бы уделять такое внимание концепции ILS, если бы не прогнозировали рост доли сложных интегрированных решений в сфере обучения. Я думаю, что уже в ближайшие 2-3 года ILS-решения составят не менее 50% бизнеса.

Кто основной потребитель этих услуг? Можно ли дать его "усредненный портрет"? Идет ли речь только о крупных компаниях, или же доля средних фирм заметно растет?

Концепция ILS не имеет жестких или даже усредненных рамок "входа" для заказчика. ILS - лишь подход к обучению, имеющий определенную структуру, методики и алгоритмы. В этом смысле любой заказчик вправе рассчитывать, что с помощью концепции ILS мы действительно сможем очень качественно и индивидуально решить стоящие перед ним задачи подготовки специалистов.

В то же самое время, говоря об основных потребителях новых услуг, нельзя не затронуть такой важный вопрос, как стоимость решения, которая во многом определяет экономическую целесообразность применения ILS для решения различных задач. Мы знаем, что низкие затраты могут быть обеспечены за счет высокого уровня стандартизации. Именно в этом состоит ключевое преимущество формального обучения и я убежден, что использование ILS при решении стандартных задач должного экономического эффекта не принесет. Но чем сложнее задачи, тем менее применимы стандартные подходы. В этом случае, для разработки более точного решения и достижения более экономически оправданного варианта (по меньше мере в удельном выражении на одного обучающегося) можно добиться с использованием ILS.

Первыми заказчиками программ обучения, реализованных в соответствии с концепцией ILS, стали крупнейшие организации нефтегазовой, телекоммуникационной, финансовой отрасли, государственного сектора. Ключевые особенности такого заказчика:

  • значительное количество персонала, в т.ч. ИТ служб
  • высокий уровень использования ИТ в бизнесе
  • территориальная распределенность
  • зрелая модель системы управления персоналом

Думаю, что в ближайшем будущем концепция ILS будет представлять интерес и для предприятий среднего бизнеса - ведь число сложных задач в области подготовки ИТ-персонала, учитывая динамичные темпы развития информатизации в данном секторе, у них будет не намногим меньше, нежели в крупных структурах.

Какие варианты реализации ILS можно выделить как более-менее постоянные? (об этом есть в пресс-релизе, но хотелось бы более развернутого описания.)

Представляя себя на месте HR-менеджера крупной компании, я понимаю, что ему или ей приходится действовать в рамках жестких ограничений. В большинстве случаев у HR менеджеров и руководителей служб ИТ есть четкое понимание необходимости целенаправленной политики подготовки и развития персонала. Однако реализация этой политики как правило упирается в рамки бюджета на обучение и необходимость замены специалиста во время его отсутствия на рабочем месте в период обучения. Очень часто существуют жесткие сроки на реализацию тех или иных проектов.

Выходом в данной ситуации является использование и комбинирование самых различных подходов к обучению. На практике в крупных компаниях рано или поздно приходят к мысли о создании внутреннего корпоративного университета (КУ). Тогда HR служба перестает выполнять несвойственные ей функции организатора и координатора обучения, а выступает в роли службы заказчика, определяя постановку задачи и контролируя результаты. КУ, в свою очередь, может комбинировать обучение сугубо внутреннее и услуги внешних учебных центров. Естественно, создание КУ сопряжено с немалыми расходами, поэтому такая практика эффективна в крупных компаниях. Кроме того, как правило, внутри организации отсутствует опыт организации учебного предприятия. В таком случае мы и предложили бы воспользоваться нашим опытом, который отражен в интегрированном подходе ILS.

Еще один вариант решения проблемы - организация системы корпоративного дистанционного обучения (КСДО). В общем случае, это также комплексная задача, требующая решения самых различных вопросов - от технических до организационных и методических. По сути дела, нашими первыми проектами в рамках ILS стала именно реализация КСДО.

Наконец, третий вариант реализации является более знакомым, но от этого не менее интересным - организация обучения на проектной основе. Как правило, в таких проектах возникают интересные курсы на стыке самых различных областей знаний, нестандартные подходы к организации обучения (например, комбинирование формального тренинга, тренинга по схеме train the trainers и дистанционного обучения). Для нас также интересно реализовывать проекты одновременного обучения сотрудников заказчика, распределенных по всей территории России. Ключевым в таких проектах является достижение целей с гарантированным качеством и в гарантированные сроки.

Дистанционное обучение. Оно все еще вызывает споры. Проводили ли вы сравнения эффективности очных и заочных форм? Каким образом ваши методики сочетают оба этих подхода?

Я бы принципиально не хотел вступать в дискуссию об эффективности очных и заочных форм обучения -эта полемика и так отнимает слишком много времени у слишком многих людей и, к сожалению, имеет характер академических, оторванных от практики и реальности диспутов.

На мой взгляд любая форма обучения ценна не сама по себе, а в контексте конкретных целей и ограничений. Таким образом, если мы достигаем нужных целей и делаем это оптимально, скажем, с точки зрения, расходов, значит, выбранная схема работы эффективна. Именно поэтому концепция ILS "работает" со всем комплексом компонентов, представляющих важность для заказчика при решении конкретных задач. Если посмотреть на структуру ILS, то мы увидим определенные "слои" (например, инфраструктурный, сервисный, методический и т.д.). Каждый слой представляет собой определенное множество конкретных реализаций. Мы видим свою задачу в том, чтобы из всего многообразия вариантов построить самое точное и оптимальное решение. Практика показывает, что комплексная задача почти всегда имеет смешанное решение, где находит свое место и очное обучение и дистанционное.

Не возникает ли у заказчиков разочарования от слабой эффективности дистанционных методов?

На тот момент, когда мы приступили к разработке программ дистанционного обучения, на рынке, к сожалению, уже существовал достаточный скептицизм к данной форме обучения. Отчасти это было обусловлено отсутствием профессионализма и низким качеством первых экспериментов в этой сфере, отчасти - завышенными ожиданиями потребителей, которым первопроходцы этого направления обещали "золотые горы" и сногсшибательные результаты. В частности, многие считают ДО панацеей от всех бед, или, по меньшей мере, заменой традиционному обучению. Мы часто сталкиваемся с распространенным мнением, что создание системы дистанционного обучения не связано с какими-либо организационными усилиями. Т.е. процесс должен идти сам собой и сотрудники стройными рядами начнут повышать свою квалификацию немедленно после запуска курсов. Наконец, общая беда большинства существующих систем ДО - плохой контент.

Поэтому при выполнении проектов все эти иллюзии приходится разрушать. Некоторых заказчиков смущают наши встречные требования, например, потребность в определенной организационной поддержке. В любом случае, вопрос эффективности обсуждается с самого начала, вырабатываются какие-либо критерии оценки и процедуры мониторинга.

Одна из наиболее распространенных жалоб тех, кто получает в России бизнес-образование - его теоретическая направленность, малое число "кейсов", отсутствие в результате практических навыков. Считаете ли Вы это реальной проблемой, и если да, то что делаете, чтобы ее решить? В частности, проявляется ли такая же особенности в рамках ILS?

Строго говоря, Академия АйТи сравнительно недавно (2 года назад) стала активным участником рынка бизнес-образования, когда приступила к реализации программ, рассчитанные на CIO - ИТ-менеджеров высшего уровня. Одновременно с этим мы вступили в Российскую Ассоциацию Бизнес Образования (РАБО).

Исходя из этого не столь продолжительного опыта работы в сегменте бизнес-обучения, я бы не стал присоединяться к хору критиков российского бизнес-образования, хотя реальных ограничений и проблем на данном рынке существует достаточно. Но, на текущий момент российская школа бизнес-образования находятся в стадии позитивного развития и этот эволюционный процесс, как мне кажется, должен завершится подъемом общего уровня программ.

Разрабатывая и реализуя программы бизнес-образования совместно с нашими известными учебными заведениями - Государственном Универститом Управления и Академией Народного Хозяйства, мы стараемся привнести в них все то лучшее, что было накоплено в сфере ИТ-образования, привлекаем наших лучших специалистов и менеджеров. Отдельно хотелось бы упомянуть наш совместный проект с экономическим факультетом МГУ (программа "Экономика Информационных систем"). Это первый масштабный проект в сфере бизнес-образования, где на все 100% будут использованы все преимущества концепции ILS. Данный проект получит свое развитие во всех регионах России и странах СНГ. Кроме того, помимо подготовки качественных преподавателей в регионах, мы создаем электронный контент для систем ДО. Фактически, это снимет ограничения на возможность использования такой программы в проектах любой сложности.

Предлагая Integrated Learning Solution (ILS) насколько уникальной ощущает себя Академия АйТи на рынке обучения?

На мой взгляд, главный критерий уникальности и лидерства - это умение лучше и быстрее других понять текущие и предвидеть будущие задачи своих заказчиков и уметь предложить ему наиболее эффективное решение. С этой точки зрения новая концепция ILS, которая как я надеюсь станет символом лучшей в России и СНГ практики подготовки ИТ-персонала, доказала, что Академия АйТи сумела быстрее и точнее, чем конкуренты, оценить перспективы рынка и выработать адекватное задачам заказчика предложение.

Еще одним важным аспектом ILS я считаю тот факт, что данное решение задает новые - более высокие стандарты качества обучения, что, безусловно, скажется на уровне развития рынка образования в целом.

Лидерство и уникальность - это не пожизненная "награда" и наша задача - не останавливаться в развитии, предлагать новые интересные идеи. Сегодня у нас есть для этого все: отличная команда, развитая инфраструктура, хорошие партнеры, высокая репутация и прочные отношения с нашими заказчиками.