другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Развитие бизнеса — получение заказов от корпораций с государственным участием
Бесплатные семинары для малого и среднего бизнеса по ФЗ-223. 15 городов.
День открытых дверей «E-learning Day»!
Приглашаем HR-менеджеров, руководителей служб управления персоналом и корпоративных университетов!

Гости редакции PC Magazine/RE


30 Сентября 2005 года

Гости редакции PC Magazine/RE

Владимир Берлизов - PC Magazine

Учебные центры — неотъемлемый элемент инфраструктуры ИТ-индустрии. Тем не менее все еще достаточно часто встречается мнение, что в УЦ не столько дают знания, сколько выпускают специалистов, в лучшем случае «выдрессированных» для работы с конкретной версией конкретного продукта или вообще только для сдачи экзамена. Оправданно ли такое, безусловно весьма радикальное, мнение? Мы задали несколько вопросов ректору Академии АйТи Игорю Морозову:

1. Какие знания, навыки могут и какие при всем желании не могут дать учащемуся учебные центры?

Все зависит от того, какие цели ставит перед собой специалист, пришедший на обучение в УЦ, или организация, которая заключила договор на обучение группы сотрудников. Если стоит задача научиться работе с конкретным пакетом или новой версией продукта, то именно эта задача и решается. Если слушателям, записавшимся на пользовательские курсы по Microsoft Office, преподавать теорию экономической эффективности информационных систем — это вряд ли будет целесообразно и оправданно с точки зрения потраченных денег и времени на обучение. Аналогичная ситуация с подготовкой к различным сертификационным экзаменам. Если стоит цель сдать экзамен и получить сертификат компании-изготовителя, подтверждающий знания и навыки, то и готовить слушателей нужно именно к этому экзамену. Они оплатили решение именно этой задачи. Ведь не секрет, что наличие сертификата — это возможность дальнейшего профессионального роста, а для организаций наличие в штате сертифицированных специалистов часто формулируется как однозначное требование со стороны компаний-разработчиков программных продуктов и аппаратных средств. При этом тестирование и сертификация проходят очень жестко — если не обладаешь соответствующим багажом знаний и навыков, экзамен не сдашь.

Если учащийся или организация, которая планирует профессиональное развитие своих сотрудников, заинтересованы не только в получении определенных знаний и навыков, но и в обучении и приобретении новых профессиональных компетенций, то специалистами УЦ составляется соответствующая программа обучения или клиенты сами выбирают программу, соответствующую выбранной специальности. Скажем, на сегодня в «Академии АйТи», помимо отдельных курсов (а их ассортимент весьма широк — более 350 очных и более 3500 дистанционных курсов), существуют программы подготовки специалистов (циклы). В рамках этих программ готовят системных администраторов, системных инженеров/аналитиков, администраторов баз данных, разработчиков приложений, инженеров структурированных кабельных систем, менеджеров проектов, специалистов по безопасности вычислительных систем и сетей, бизнес-аналитиков, даже специалистов по бухгалтерскому учету с использованием программы 1С. Топ-менеджеры могут пройти обучение на программах профессиональной подготовки, для директоров информационной службы разработаны две программы: CIO и e-MBI, а для директоров по информационной безопасности — программа CSO. Таким образом, мы даем те знания и навыки, которые нужны нашим клиентам. А если потребность в обучении еще не сформулирована, то здесь помогут консультанты, которые подскажут чему и как учиться в зависимости от поставленных целей. 

2. Насколько эффективно входящее в моду дистанционное обучение? Ведь специализированные УЦ при таком подходе не очень нужны, компания может организовать их самостоятельно.

Дистанционное обучение — это не дань моде. Это реальная потребность рынка, которая подкрепляется технологическими возможностями. У России (с ее огромными расстояниями, неразвитой хозяйственной инфраструктурой, огромным интеллектуальным потенциалом) нет иного выхода, кроме как эффективно комбинировать традиционные виды образования и современные достижения информационных технологий.
Дистанционное обучение особенно актуально в тех случаях, когда необходимо охватить большое количество сотрудников — сотни и тысячи человек, когда предприятие имеет территориально-распределенную структуру, на нем нередки организационные изменения и требуется минимизировать рабочее время, затраченное на обучение. Конечно, компания может организовать дистанционное обучение своих сотрудников самостоятельно, подписав их на дистанционные курсы какого-либо поставщика контента, или, например, разработать и создать внутреннюю систему дистанционного обучения с собственными курсами и собственным порталом обучения. Но если речь идет именно о системе обучения, то здесь разработка своими силами аналогична разработке собственной системы EPR: можно, но выгода далеко не очевидна, а процесс не так прост. 

Компании, которые специализируются на обучении, могут предложить не только курсы, дистанционные «крутилки» или свои Web-ресурсы для обучения. Они могут предложить именно систему, которая позволяет достигнуть поставленных целей. Кроме того, есть такие задачи, как разработка специализированных курсов. Здесь без специальных методик и практического опыта не обойтись. Если говорить о нас, то надо заметить, что «Академия АйТи» располагает необходимым арсеналом продуктов, решений и услуг для создания систем e-learning — от готовой библиотеки электронных курсов и разработки заказных учебных программ до комплексных решений по созданию порталов обучения, интегрированных с системой управления персоналом, включающих системы управления очным и дистанционным обучением. Системы управления обучением позволяют формировать групповые и индивидуальные учебные планы, получать количественные и качественные оценки обучения, составлять планы профессионального и карьерного роста, управлять бюджетами на обучение, а также анализировать соответствие сотрудников штатным должностям и принимать обоснованные, взвешенные управленческие и организационные решения и многое другое. 

3. Наиболее востребованные на сегодня (середина 2005 г.) специальности и курсы. Какие, по вашим прогнозам, будут популярны в ближайшем будущем?

На российском рынке образования сейчас происходят серьезные изменения. Мы являемся свидетелями снижения госрегулирования в образовании и роста самоуправления на уровне регионов и учреждений образования, коммерциализации вузов. В экономике быстро меняется спрос на специалистов, и назрела реальная необходимость в создании стройной системы непрерывного профессионального образования. Если раньше всем требовались специалисты, способные эксплуатировать внедряемые информационные системы и поддерживать их в рабочем состоянии, то сейчас, кроме них, нужны специалисты, которые умели бы компетентно отвечать на вопросы: зачем нужен штат технической поддержки? каким он должен быть? существует ли от него экономическая отдача? В бизнесе возник спрос на людей, которые способны управлять компанией, осознанно формируя политику в области информатизации, на людей, которые способны подсчитать и обосновать эффект от внедрения информационных систем. Произошел переход от потребности просто в службе поддержки бизнеса к потребности в специалистах, которые понимают, зачем нужна информация в бизнесе. Спрос на администраторов, разработчиков, внедренцев по-прежнему будет высоким, но потребность в менеджерах проектов, аналитиках, финансовых менеджерах, управленцах среднего и высшего звена, т. е. в людях, принимающих решения, будет расти.