другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал

Дистанционное обучение


15 Января 2003 года

Дистанционное обучение

CNews

Игорь Морозов: В 2004 году доля дистанционного обучения увеличится в два раза

Российский рынок дистанционного образования, которому несколько лет назад пророчили великое будущее, пока не оправдывает ожиданий и не радует высокими темпами роста. Тем не менее, эксперты склонны по-прежнему высоко оценивать его потенциал. Игорь Морозов, ректор Академии АйТи, в интервью Cnews.ru комментирует те факторы, которые будут стимулировать развитие дистанционного обучения в России в ближайшие годы.

CNews.ru: По вашему мнению, чем обусловлены достаточно медленные темпы развития отечественного рынка дистанционного образования? Можно ли прогнозировать скорое изменение ситуации и в связи с какими факторами?

Игорь Морозов: Действительно, сейчас западный рынок дистанционного обучения развит лучше, чем российский. Эта оценка касается практически всех направлений, по которым в данный момент ведется активная работа, включая и создание корпоративных систем дистанционного обучения на основе программно-аппаратных комплексов, и предоставление возможности обучения на сервере провайдера услуг, и перевод существующих курсов в онлайн-формат. Развитие отечественного рынка сдерживается несколькими факторами, главный из которых - отсутствие русскоязычного контента для систем дистанционного обучения. Это, в свою очередь, было вызвано прохладным отношением российских руководителей к дистанционному обучению. Однако, как показывают наши исследования рынка ИТ-обучения, сложившаяся ситуация начинает меняться. Крупные, территориально распределенные предприятия все чаще осознают необходимость инвестиций в планомерное развитие персонала. Большинство руководителей заинтересованы в постоянном повышении профессионального уровня своих ИТ- и бизнес-специалистов. При этом они стремятся обеспечить необходимое качество знаний и навыков своих сотрудников без нарушения отлаженного графика работ предприятия и с наименьшими временными и финансовыми затратами. Между тем, подразделения и службы, в которых работают специалисты, зачастую достаточно удалены друг от друга и от ближайшего центра обучения. В таких условиях дистанционные технологии - лучший способ обеспечить возможность оперативного получения персоналом актуальных знаний в области ИТ и менеджмента.

Уже сегодня есть реализованные проекты по созданию корпоративных систем дистанционного обучения. Повышение спроса стимулирует поставщиков контента, которые все чаще говорят о России как о перспективном рынке. Здесь сейчас работают несколько ведущих компаний, которые готовы поставлять методологии и способы создания контента с учетом российских реалий. Так, Академия АйТи сейчас находится на стадии подписания договора с одним из крупнейших игроков этого рынка.

CNews.ru: Насколько велика доля слушателей, которые прошли обучение по дистанционным программам, в общем объеме клиентской базы вашего учебного центра? Как этот показатель коррелирует со среднерыночными?

Игорь Морозов: Сложно сравнивать количество обучившихся очно и дистанционно. Цифры будут достаточно условны, поскольку эти формы обучения предназначены для достижения различных целей. Дистанционные технологии - отличное средство обучения сотрудников крупных предприятий, работающих в различных регионах. При этом дистанционные курсы часто дополняются очными занятиями - эти две формы обучения, на мой взгляд, всегда будут дополнять друг друга.

Академия АйТи постоянно проводит исследования, согласно которым, доля обучившихся с помощью дистанционных технологий превышает 17 % в среднем по российскому рынку. Это достаточно высокий показатель, и мы ожидаем, что в 2004 году доля дистанционного обучения увеличится в два раза.

CNews.ru: Модель E-learning в современной России нацелена, прежде всего, на региональные компании, которым выгоднее экономить на издержках, связанных с поездками сотрудников. Какие регионы проявляют наибольший интерес к данной модели обучения?

Игорь Морозов: Согласно нашим исследованиям, практически каждое крупное предприятие с распределенной структурой и штаб-квартирой в Москве готово работать или уже использует технологии дистанционного обучения. Все региональные филиалы Академии АйТи (сегодня их 19) ощущают востребованность дистанционного обучения. Поэтому вопрос не в готовности регионов, а в восприимчивости управленческой команды к новым методам и инструментам.

CNews.ru: Из вашего опыта, курсы какой тематики сейчас наиболее востребованы дистанционно?

Игорь Морозов: Дистанционное обучение - всего лишь форма получения новых знаний и навыков. Поэтому спрос на очно-заочные формы образования близок к спросу на дополнительное обучение в области ИТ и ИТ-менеджмента в целом. Академия АйТи специализируется на работе с корпоративными заказчиками, поэтому прежде всего наши исследования сосредоточены на этом направлении. Предпочтения наших заказчиков и при очной форме обучения, и при дистанционной сегодня совпадают - прежде всего, востребованы курсы Oracle, Microsoft, Microsoft Business Solutions, Sun Microsystems, Cisco Systems, курсы по информационной безопасности.

В последние два-три года заказчики все чаще обращаются за обучением тонкостям управления в сфере информационных технологий. Цель таких программ - передача знаний для обоснованного принятия решений, связанных с созданием, использованием и совершенствованием информационных систем. В связи с этим в нашем портфеле стали появляться новые дистанционные курсы по экономике информационных систем, предназначенные для руководителей и специалистов ИТ-служб предприятий, менеджеров высшего и среднего звеньев.

Недавно были переведены в дистанционную форму очередные курсы этого направления - "Современные модели управления ИТ. Экономический анализ и бюджетирование ИТ", а также "Информационные технологии поддержки принятия решений в экономике" и "Электронный бизнес". Дистанционные курсы, как и вся программа "Экономика информационных систем", была разработана под научным руководством М. И. Лугачева, профессора кафедры экономической информатики экономического факультета МГУ. Практика показала, что на сегодня это одна из самых популярных дистанционных программ.

CNews.ru: Насколько, на ваш взгляд, эффективны западные учебные программы и методики e-learning? Часто говорят о том, что отечественная система образования, в том числе в дистанционном обучении, лучше чем в других странах …

Игорь Морозов: Технологии дистанционного обучения быстрее развивались за рубежом, где, как уже говорилось, исследованы практически все аспекты этой деятельности. Эти разработки нашли применение в большом количестве проектов, связанных с обучением как частных лиц, так и внедрением корпоративной системы дистанционного обучения. Их эффективность подтверждена практикой.

Россия на данный момент отстает от западных стран, которые ушли далеко вперед в сфере научно-исследовательских работ в области дистанционных технологий. Однако некоторое время назад наша страна лидировала по количеству студентов-заочников. Практически в каждом вузе существовала кафедра заочного обучения, и не один десяток научных педагогических работ был посвящен исследованию ее особенностей. С одной стороны, это свидетельствует об органичности такой формы обучения для России, а с другой стороны, демонстрирует готовность населения прибегать к альтернативным формам обучения. Потребность в них подтверждают и наши исследования. У России, с ее огромными расстояниями, неразвитой хозяйственной инфраструктурой, огромным интеллектуальным потенциалом, нет иного выхода, кроме как эффективно комбинировать традиционные виды образования и современные достижения информационных технологий.

Уверен, что Россия выйдет в лидеры по объемам рынка дистанционного обучения, благодаря сочетанию огромного спроса на альтернативные способы обучения и возможности перенять наиболее удачный опыт иностранных компаний. Тем более что для его восприятия есть все условия - готовность предприятий, наличие поставщиков и уровень развития рынка ИТ-образования в целом. Ведущие российские учебные центры вносят немалый вклад в развитие рынка дистанционного обучения. Академия АйТи, например, сотрудничает с российскими вузами, привлекая лучших специалистов для адаптации зарубежного опыта, и используя зарекомендовавшие себя технологии ведущих западных вендоров.

CNews.ru: Можно ли говорить о том, что российские студенты программ в сфере ИТ отличаются от студентов других стран или глобализация все более уравнивает модели восприятия информации во всех странах мира?

Игорь Морозов: Информационные технологии - отрасль, в которой процессы интернационализации более заметны, чем в других секторах экономики. Это связано с универсальностью технологий и научных подходов, а также с распространившейся около двух десятков лет назад практикой авторизованного обучения лидеров ИТ-индустрии. При авторизованном обучении вендор тщательно выбирает учебный центр, проверяет его на соответствие требованиям и дает центру право обучать специалистов по его технологиям. При этом за несоблюдение оговоренных условий вендор имеет право лишить учебный центр соответствующего статуса. Поэтому знания и навыки ИТ-специалистов универсальны в области, которая касается непосредственно технических решений. Недаром множество российских специалистов считаются ценным кадровым приобретением для крупнейших зарубежных ИТ-компаний.

CNews.ru: Если бы вы занимались разработкой учебных курсов по продуктам ведущих поставщиков ПО и аппаратных средств, то построили бы их иначе или сегодня вендоры оптимально формируют свои учебные программы?

Игорь Морозов: В арсенале вендоров сегодня - отличная экспертиза и эффективные методики обучения собственным технологиям. Конечно, Академия АйТи ориентируется на передовой опыт и новейшие разработки. Однако есть не заполненные вендорами ниши, например, курсы на стыке технологий или различных областей науки, программы, связанные с российской спецификой. Поэтому здесь востребованы наши собственные предложения в области обучения, где мы можем приблизить зарубежные технологии к российским пользователям.

CNews.ru: Используете ли вы опыт мировых лидеров при разработке собственных программ ДО?

Игорь Морозов: Да, конечно. Стратегия Академии АйТи состоит в том, чтобы сотрудничать с лидерами рынка - как с ведущими зарубежными поставщиками систем управления дистанционным обучением, так и с поставщиками контента.

CNews.ru: Какие курсы никогда не смогут стать дистанционными, на ваш взгляд?

Игорь Морозов: Для создания успешного дистанционного курса необходимы инструкторы и качественные учебно-методические материалы. Это два кита, на которых зиждется заочное обучение. Среди множества направлений обучения есть такие, в которых огромную роль играет личность преподавателя, его способность вести за собой коллектив и изменять поведение людей. Поэтому область, в которой дистанционных курсов не будет - это обучение в группах, нацеленное на развитие коммуникативных навыков и способностей понять другого человека. Например, тренинги, в которых важна групповая динамика.

CNews.ru: Какова динамика изменения объема ваших продаж на рынке образовательных услуг за последние годы?

Игорь Морозов: В последние годы Академия АйТи активно развивается. В 2002 году обучились 5800, в 2003 - 7200 человек (стоит отметить, что с начала работы нашего центра в 1995 году в нем обучились 31 400 человек), то есть рост количества обученных составил 25%. Выручка Академии АйТи в 2003 году выросла на 147 % по сравнению с прошлым годом и составила 138,5 млн. руб. (в 2002 году выручка равнялась 94,2 млн руб). При этом есть все условия для сохранения темпов развития.

CNews.ru: Каковы ваши стратегические планы на рынке образовательных услуг в 2004 году? Какие задачи стоят перед вашим учебным центром?

Игорь Морозов: Стратегическая цель Академии АйТи - сохранить за собой лидирующие позиции на отечественном рынке обучения в области ИТ и менеджмента. Сегодня лидирует тот, кто умеет лучше и быстрее других понять текущие и предвидеть будущие задачи своих заказчиков, предлагая им наиболее эффективное решение. Поставленные нами задачи - это ответ Академии АйТи в соответствии с наблюдаемыми тенденциями.

Сегодня можно говорить о нескольких основных тенденциях на рынке образовательных услуг. Во-первых, в настоящий момент доминирует плановый подход к обучению в области информационных технологий и управления ИТ-проектами. Обучение стало обязательной составляющей стратегии развития персонала. Поэтому Академия АйТи планирует разработку подходов и технологий, направленных на предоставление корпоративным заказчикам интегрированных услуг, в том числе с активным применением дистанционных технологий.

Во-вторых, наш заказчик заинтересован, прежде всего, в создании индивидуального решения на основе тиражных продуктов и услуг, учитывающего все его требования. В связи с этим приоритетное направление работы для Академии АйТи - разработка методологий создания интегрированных решений, взаимосвязанных с бизнес-стратегией.

В-третьих, специалисты и менеджеры ИТ-отделов решают все более сложные задачи, которые требуют новых знаний и навыков, соответственно, требования к квалификации ИТ-специалистов растут. В связи с этим Академия АйТи планирует в ближайший год разработать и запустить более 70 очных курсов и около 300 курсов дистанционного обучения. Чтобы решить все поставленные задачи, нам необходимо активно совершенствовать набор услуг и развивать инфраструктуру доставки знаний до заказчика.

CNews.ru: Спасибо.