Top.Mail.Ru
+7 (495) 150 96 00 academy@academyit.ru Войти

В корзине ничего нет.


Войти

В корзине ничего нет.

Академия АйТи Онлайн

«Дистанционное обучение: проблемы и актуальные тенденции»

Дата: 5 июня 2007 года

- Какие тенденции в построении систем ДО сегодня наиболее актуальны в западных компаниях и в России, а какие только начинают развиваться? Насколько велико отставание?

Нельзя говорить о большом технологическом отставании России от Запада: тенденции в построении системы дистанционного обучения и в российских, и в западных компаниях очень схожи. У нас используются те же системы, технологии, библиотеки курсов, что и за рубежом. Существует другое отставание – психологическое, которое выражается в степени доверия к продуктам ДО. Если на Западе дистанционное обучение уже давно стало стандартом, и все понимают, что в распределенных компаниях и организациях дистанционные технологии – это единственный эффективный способ обучения сотрудников. В России по-прежнему много тех, кто сомневается, а будет ли эффект качественного образования от такого рода обучения, поэтому технологии ДО стали пользоваться популярностью лишь в последние 4-5 лет. Отсюда следует и основное отличие нашей страны от зарубежья – у них при помощи системы ДО решают в основном комплексные задачи, дистант является органичной составляющей всей системы обучения в целом. В Атланте, например, 95% обучения летного состава ведущих авиакомпаний Америки проводится с использованием ДО, такую же ситуацию мы наблюдаем и в Австрии. Есть примеры применения ДО и для решения локальных задач, например, Венская транспортная компания при помощи этих технологий обучила английскому языку порядка 8 тыс. водителей автобусов. В России же на сегодняшний день мы только начали движение от решения локальных задач к более комплексным.

Дистанционное корреспондентское обучение возникло в университетах США, Франции, Германии и Великобритании уже в середине XIX века. Обучение с применением компьютерных технологий впервые было использовано в 1960 году в США в Университете Иллинойса (к 1985-му году компьютерные курсы в это университете уже насчитывали около 40 млн. часов тренингов). В России пользовательские учебные приложения появились в 90-х годах, и в начале представляли собой программы, устанавливавшиеся на локальных компьютерах и распространявшиеся при помощи дискет и CD. С 1999-го года, электронные учебные курсы получили WEB‑формат и начали свое распространение в сети Интернет.

- Какие компетенции, на Ваш взгляд, необходимы персоналу, задействованному в организации e-learning - и как его готовить?

Это очень широкий вопрос, потому что e-learning имеет две основные составляющие – педагогическую и технологическую. Разрабатывать систему ДО должны как сотрудники, отвечающие за процесс обучения, так и за направленную доставку этого обучения и сервисную поддержку. Персонал, задействованный в организации e-learning, должен состоять из IT‑специалистов, владельцев компетенций и бизнес-заказчиков, которые заинтересованы в том, чтобы сотрудники получали все необходимые знания. Если, опираясь на западный опыт, посмотреть на структуру бюджетов, выделяемых на дистанционное обучение то, как правило, 75% всех средств уходит на разработку заказного контента или покупку стандартных дистанционных курсов и 25% идет на технологии, лицензии, установку и сервисную поддержку, то есть систему коммуникаций, при помощи которой знания доставляются конечному пользователю.

Так как в методике применения дистанта есть определенные отличия, в разработке дистанционных курсов должны участвовать преподаватели, которые прошли обучение работе с дистанционными системами. В e-learning можно выделить два типа обучения – самостоятельное (off-line), когда студент находится наедине с обучающим курсом, записями лектора или тематическим форумом, и on-line, при котором учащийся по информационно-коммуникационным каналам в режиме реального времени получает знания от преподавателя, находящегося за многие километры от него. Типичная методика on-line обучения - это on-line семинар, который проходит в среде стандартной видео-конференции, то есть ученики могут видеть живое изображение преподавателя и слышать его речь, а преподаватель видит имена учеников, может вызывать их к доске, то есть основной части экрана, писать на ней, задавать им вопросы, проводить тестирования, показывать презентации, различные картинки, тексты и т.д. Когда преподаватели впервые сталкиваются с этой средой, им зачастую кажется, что она дает все возможности для проведения обычных занятий и не нужно никаких особых приемов и навыков, чтобы донести до учащихся необходимую информацию. Но на самом деле это не совсем так. Хотя интерфейс этой программы привычен и понятен, проблемы возникают на этапе взаимодействия с учениками. Стандарты класса, при которых учитель сразу видит реакцию учеников – здесь не подходят. Поэтому мы всегда предлагаем преподавателям, прежде чем они начинают самостоятельно работать в этой системе, поговорить с методистами, внимательно изучить все возможности, которые дает эта программа, и только после этого писать сценарии урока.

Определенные особенности есть и у off-line обучения. Например, наши учителя по каждому предмету ведут тематические форумы, на которые студенты могут заходить, получать там новую актуальную информацию и обсуждать ее со своими коллегами. Чтобы такое общение было эффективным, преподаватели должны уметь работать в форуме – вывешивать интересные данные, задавать тон разговору, модерировать высказывания. Преподавателям нужно постоянно удерживать интерес посетителей форума, чтобы у них был стимул регулярно заходить туда и проверять – нет ли новостей от нашего преподавателя? У нас есть определенные технологии, как работать с аудиторией форума, которые мы обязательно проговариваем с преподавателями.

Электронный курс отличается от обычного учебника, и преподаватели должны это понимать, а в стране пока очень мало методистов, которые знают особенности электронного обучения и могут помочь автору составить свою программу качественно. Сделать электронный курс – это, с одной стороны, просто, а с другой – сложно, в этом есть определенные педагогические и методические секреты. Электронный курс – это гибкая среда, поэтому он может быть актуален каждый раз, когда к нему обращаются студенты. Преподаватель должен все время находиться  в напряжении, следить за новыми исследованиями и разработками в своей области, адаптировать курс под уровень и потребности той группы, с которой он в данный момент работает. Электронный курс состоит из мини-блоков, или уроков, назовем их так, и он должен быть составлен так, чтобы у студентов была мотивация обучаться на каждом конкретном этапе работы.

При организации эффективной системы ДО большое значение имеет роль методиста, который помимо традиционных знаний, должен понимать особенности компьютерного восприятия, эргономику, цветовую палитру. Мы в основном обучаем взрослых, а у них в силу возраста меняется и восприятие, и темп усвоения материала, и положение в обществе.

E-learning – это обучение и преподавание с полным или частичным использованием электронных средств (Интернет, Интранет, CD-ROM, DVD и видеолента, спутниковое вещание и интерактивное телевидение). E-learning – термин, покрывающий широкий спектр приложений и процессов, таких как сетевое обучение, компьютерное обучение, виртуальные аудитории и др. Отличается доставкой контента через электронные носители.

- Чему имеет смысл учить сотрудников с помощью e-learning систем, а чему - нет?

Если говорить про корпоративных клиентов с разветвленной сетью представительств, то дистанционно необходимо учить тому, чем пользуются все категории сотрудников, например, системе документооборота, вопросам безопасности, охраны труда. Удобно использовать систему e-learning для создания курса новичка – это сэкономит время на адаптацию сотрудника и может стать одни из инструментов, формирующих корпоративную культуру. Логично при помощи системы e-learning создавать курсы по информационным технологиям, потому что сам канал передачи информации – компьютер – является одновременно и тренажером для обучения ИТ.

А дальше все зависит от методиста – сможет ли он правильно подать материал, задать нужные вопросы, организовать практическую работу так, чтобы обучение стало эффективным для заказчика. Ведь даже если мы обучаем чему-то, связанному навыками, например, вождению автомобиля, мы можем дать возможность учащемуся попробовать себя на симуляторе и, если он сделан качественно, у студента уйдет гораздо меньше времени на адаптацию и это уменьшит вероятность критических ситуаций тогда, когда он сядет за руль настоящей машины. В компании Боинг при обучении летчиков используется электронный симулятор вождения самолетов, и руководство считает такой метод обучения эффективным.

- Реален ли эффективный электронный MBA (многие высказывают сомнения)?

Проблема MBA у нас в стране заключается в том, что пока в обществе не совсем известен эффект от этого обучения. У нас нет строгой зависимости: только обладая дипломом MBA, ты сможешь претендовать на должность определенного уровня. С другой стороны, на сегодняшний день у нас было два выпуска, и я могу сказать, что никто не сказал нам после окончания, что им наш курс показался бесполезным. Наши выпускники говорили разное: для кто-то программа e-MBI (Программа «Мастер делового администрирования» со специализацией «Информационный менеджмент») была эффективна тем, что сэкономила время. Другому программа дала так много, что он по-новому смог определить место своего отдела в компании и в рамках своего дипломного проекта изменил статус IT-департамента.

Что такое MBA? Существует общепринятое мнение, что 70% знаний, умений и навыков при таком типе обучения студенты должны получать не от преподавателя, а друг от друга. И в первой, и во второй группе при помощи различных форм обучения – форума, специально построенной преподавателями работе на on-line семинарах, очных сессиях – мы смогли создать общность студентов, которым интересно общаться друг с другом и они продолжают поддерживать контакты до сих пор. Еще интересный факт: даже те, кто брал академический отпуск, все равно возвращались и доучились до конца.

- Не секрет, что учиться самостоятельно не все способны. Какие технологии/приемы облегчают жизнь обучаемому?

Самостоятельно учиться очень сложно в основном потому, что при таком типе обучения очень низка мотивация. Решается это проблема таким способом – человек на каждом конкретном этапе работы должен понимать, зачем он тратит время на получение тех или иных знаний. А наша задача – построить систему обучения таким образом, чтобы студенту было максимально понятно, какую выгоду он получит от обладания данной информацией. Любой курс мы начинаем с тестирования, затем составляем для каждого студента индивидуальный график работы, для того, чтобы они прослушивали только то, что им неизвестно. Кроме того, каждый курс в целом строится исходя из уровня знаний группы. Во время дистанционного обучения по программе e-MBI мы используем различные технологии, во-первых, наше обучение очно-заочное, то есть 20% времени мы отводим на очные сессии. Затем мы активно используем технологии групповой работы – форумы и дискуссии.

- Как мотивировать разные категории сотрудников к такому обучению?

Нужно мотивировать разных людей, а не разные категории сотрудников. Кто-то любит учиться просто потому, что он любит учиться, кому-то нужны дополнительные стимулы и бонусы. На мой взгляд, во много этим должна заниматься HR-служба компании-заказчика, потому что для того, чтобы мотивировать человека, его нужно хорошо знать. Кроме того, обучение должно давать возможность не только получать новые знания, но и влиять на карьерный рост, но это тоже можно решить только изнутри компании.

- Как обезопасить себя  от непрофессионалов в области электронного обучения?

Зачастую, когда приходишь к заказчику и начинаешь рассказывать о преимуществах дистанционного обучения – экономических и временных - слышишь ответ: «Вы знаете, мы уже пробовали дистанционное обучение, ничего хорошего из этого не получилось, поэтому для нас такая схема обучения не подходит». Чтобы обезопасить себя от непрофессионалов, нужно прежде всего поинтересоваться – чему будут обучать и как. Если вы видите достойного собеседника, который в состоянии ответить на вопросы – как будет оцениваться обучение, что оно даст, предоставит возможность познакомиться с тестами и практикумами. Клиенты часто спрашивают: «А можно к вам придти на урок?» Мы никогда им не препятствуем, они могу выбрать любой по расписанию и придти. Если это электронное обучение – мы можем дать доступ к курсу, чтобы заказчики смогли оценить, насколько он удобный и интересный.

Должна быть определенная открытость в применении курсов. Нас часто просят сделать пилотные проекты – мы всегда соглашаемся, мы можем обучить 10 человек, а потом, если понравится, и все 10 тысяч. А то, что у нас достаточно мощностей, чтобы обучать и 10 тысяч, показывают наши предыдущие проекты.

- Возможно ли построение единой системы корпоративного обучения в (крупной) компании без использования дистанционных технологий?

Возможно, но только это будет очень массивная и затратная структура. Любой крупный клиент – это тысячи сотрудников. Хорошо, если все они сидят в одном большом здании, и можно целый этаж отдать под корпоративный университет, создать в нем структуру как в обычном учебном заведении и отслеживать, когда и кто должен проходить обучение. А если это распределенная компания, сразу встает вопрос о месте проведения обучения. На наш взгляд, наиболее эффективным в крупной компании является смешанное обучение. Соответственно это должна быть такая система, которая встраивалась бы в HRM и ERP системы, и при помощи нее можно было бы отслеживать обучение всех сотрудников и на основании этого формировать учебную программу. Если эта система ведется правильно, то она сама напоминает, когда и куда нужно направлять учиться сотрудников.

- Есть ли нижний предел размера компании, когда использование дистанционных технологий эффективно?

Нет, такого минимального порога численности сотрудников не существует. Потому что можно обучить и одного сотрудника, используя аутсорсинговую модель, то есть на мощностях компании разработчика. Для обучения небольшого количества сотрудников не нужно закупать систему дистанционного обучения и устанавливать ее у себя, достаточно обратиться к компании-провайдеру и получить доступ к курсу по сети Интернет. Стоимость дистанционного обучения будет гораздо ниже, чем очного, кроме того, это не повлечет отрыв от производства.

#
#

Академия АйТи


a Softline Company

Ведущий консалтинговый центр получения дополнительного профессионального образования

Войдите в систему, чтобы получить все возможности платформы и доступ к образовательным курсам
Не запоминать
Забыли пароль?

Забыли пароль?

Введите e-mail, указанный при регистрации, пришлем вам инструкцию по восстановлению пароля.
CAPTCHA

Нажимая «Зарегистрироваться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
CAPTCHA

Нажимая «Зарегистрироваться» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
15%
Шаг 1 из 2 Заполните данные
Далее Назад Зарегистрироваться

Корзина

Курс добавлен в корзину, теперь нужно