Дети сделают из пожилых людей продвинутых пользователей
Дата: 22 марта 2012 года
В столичных школах откроются курсы обучения компьютерной грамотности для пенсионеров.
По данным Петросяна, в Москве насчитывается 108 классов компьютерной грамотности, в которых прошли обучение порядка 15 тыс. пенсионеров. Курсы работают не только на базе ЦСО, но и в библиотеках Москвы. Однако услуга настолько востребована среди людей старшего поколения, что департамент соцзащиты и департамент образования планируют организовать дополнительные курсы в школьных классах, где в роли учителей выступят сами ученики.
Чиновник добавил, что «пенсионерам высокие технологии нужны для того, чтобы легко и быстро связаться с чиновниками, а также для общения между собой. В частности, прошедшие обучение пожилые люди могут петь хором караоке по Skype».
Исполнительный директор Академии АйТи Лада Пундровская отметила, что «наибольший интерес студенты пожилого возраста проявляют ко всему, что связано с работой в Интернете. Востребована возможность общения с родственниками (социальные сети, Skype, электронная почта), работа с сайтами государственных учреждений, просто просмотр новостей, прогноза погоды, программы передач». По словам Пундровской, пенсионеры также активно интересуются компьютерной обработкой фотографий.
Эксперты идею обучать пенсионеров компьютерной грамотности руками продвинутой молодежи поддержали. «Пожилым людям волей-неволей приходится шагать в ногу со временем: пользоваться электронными очередями, платить за квартиру по Интернету. Школьники во всем этом отлично разбираются», - сказала директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Впрочем, заметила эксперт, по ее мнению к работе с пожилыми людьми стоит привлекать «не старшеклассников, которые будут мечтать сбежать с уроков, а детей 10-12 лет, которые еще уважительно относятся к учебе, дисциплине и старшему поколению».
Директор Государственной столичной гимназии Виктор Фертман сказал, что «10-11-ые классы не будут учить бабушек и дедушек, у старшеклассников все вечера забиты подготовительными курсами». По его словам, намного логичнее предложить стать «преподавателями на час» ученикам 8-9 классов.
- Остается вопрос, как будет оплачиваться учительский труд, поскольку школьников наедине с пенсионерами оставить нельзя. Надо понять, кто будет определять время занятий – школы или пожилые люди, - сказал Фертман. – Кроме того, не до конца ясно, как отреагируют на инициативу мамы и папы юных педагогов: для работы несовершеннолетних волонтерами потребуется разрешение от родителей.
Проректор Центрального института непрерывного образования Общества Знание» России Валентина Суслова сообщила, что работать с бабушками и дедушками должны не школьники, а обученные специалисты. «Задача педагога – не научить пенсионера тыкать кнопки, а вывести его из «покинутого» состояния, заставить почувствовать себя нужным», добавила она. Если уроки будут проводить школьники, то, по словам Сусловой, «связь поколений наладится, однако результативность обучения будет минимальной».
Как рассказал заведующий кафедрой педагогической психологии МГППУ Виктор Гуружапов, к работе с пенсионерами следует привлечь не только школьников, но и психологов. «Чтобы избежать проблем, детям надо объяснить, что пожилые люди могут быть медлительными, пальцы у них не такие ловкие, а зрение – не такое острое, как в юности, поэтому стоит проявлять терпение», - пояснил эксперт.