другие сайты академии айти
Электронное обучение Ресурсы для обучения в любой точке мира, в удобное время
ООО «Электронные образовательные ресурсы». ГК АйТи Услуги для корпоративных заказчиков по разработке электронного образовательного контента и организации обучения
Интернет-магазин Здесь можно купить наши спецпредложения
Новый мир Информационно-образовательный портал. Бесплатные курсы.
С компьютером на «ты»! Бесплатное открытое онлайн обучение для всех
Свободное программное обеспечение в школах Информационно-образовательный портал
Электронные образовательные ресурсы для учителей Информационно-образовательный портал
Энергосбережение и энергоэффективность Информационно-образовательный портал
Мероприятия
Роль дополнительного профессионального образования в импортозамещении – 2017
Круглый стол для Российской Ассоциации Бизнес образования

«Академия АйТи»: традиции и новаторство


6 Октября 2006 года

«Академия АйТи»: традиции и новаторство

CRN

Накануне нового учебного года в «Академии АйТи» как обычно подвели итоги прошедшего и рассказали о планах на будущий. И не только об этом.

По словам ректора Игоря Морозова, более 85% бизнеса учебного заведения приходится на привычное всем очное обучение по авторизованным курсам. В то же время развиваются и иные направления — дистанционное обучение (ДО) и консалтинг. Академия также принимает участие в Федеральных целевых программах по образованию и различных проектах в этой сфере.

Руководители Академии подчеркивают, что в последнее время в обороте растут доли ДО (с 6,2% в прошлом году до 9% в текущем) и услуг, связанных с консалтингом (с 1,7 до 4%). В минувшем году было реализовано более 20 проектов по ДО, в том числе разработка курсов под заказ, поставка курсов Thomson NETg, создание порталов e-Learning и развертывание систем ДО. Среди клиентов учебного заведения ТНК-ВР, ТНК-Нягань, РУСАЛ, Дальсвязь, Росгосстрах, Россвязьнадзор, Роснедвижимость, ГВЦ Энергетики, IBS, Kraftway и др. При этом Академия заключила партнерские соглашения по e-Learning с компаниями BIT Media (Австрия), Competentum и WebSoft (Россия), предлагающими свои системы ДО. Выросло и направление бизнес-обучения (с 2,3 до 2,5%). В июне 2006 г. состоялся первый выпуск программы e-MBI (постоянно обучаются четыре потока, более 80 слушателей одновременно). По программе профессиональной переподготовки руководителей ИТ-подразделений прошли обучение уже три потока, а осенью стартует второй набор на программу CSO(Chief Security Officer).

В минувшем году «Академия АйТи» получила пять новых авторизаций (CriptoPro, «Лаборатории Касперского», Aladdin, Documentum, ASPLinux), добавились более 70 авторизованных и авторских курсов. Объемы продаж по таким направлениям, как Microsoft и Cisco System, за год выросли более чем на 65%, а по ИT-менеджменту — почти в два раза благодаря консалтинговым проектам и развитию направления ITIL/ITSM.

Начал работу клуб «Строим Корпоративный университет», собравший уже более 170 членов из всех регионов России — руководителей корпоративных учебных центров, менеджеров по обучению и развитию персонала.

Игорь Морозов также подробно остановился на участии Академии в Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды» и, в частности, в проекте: «Совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, инженерно-технических кадров общеобразовательных школ в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и смежных областей». Причем «Академия АйТи» разрабатывала методику и проводила обучение 5,5 тыс. учителей информатики, математики и предметов естественнонаучного цикла в семи регионах РФ с активным использованием технологий e-Learning (этот процесс продлится до конца 2006 г.). По заказу Федерального агентства по образованию Академия участвует в разработке электронных образовательных ресурсов среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования совместно с партнером — компанией «Физикон» (группа Competentum), а также работает над «Созданием электронных образовательных ресурсов нового поколения» по физике и подготавливает специальные электронные материалы, позволяющие обеспечить «индивидуальный дифференцированный подход» с учетом особенностей ученика, класса или учебных групп.

Последнее, кстати, наглядно демонстрирует, насколько «Академия АйТи» связана с образовательным процессом в России в целом. Это и не удивительно, ведь с 2003 г. Академия по государственной классификации отнесена к институтам повышения квалификации. То есть, по сути, это не привычный для нас учебный центр, а институт.

Напомним, что полгода назад «Академия АйТи» реализовала проект по ребрендингу, который был связан с новым представлением ее как «учебно-консалтингового центра профессиональной подготовки» (см. CRN/RE № 7/2006). При этом был предложен ряд комплексных курсов, призванных обобщить опыт в области авторизованного обучения: «Информационные и коммуникационные технологии», «Информационная безопасность», «Программная инженерия» (курс для разработчиков ПО) и «Бизнес-обучение».

По словам Игоря Морозова, российский рынок авторизованного обучения «подвешен в воздухе», не интегрирован в образовательную систему России и занимает некое «дуальное положение» между ИТ-рынком и рынком образовательным, «являясь частью и того и другого и не являясь ни тем ни другим».

Отчего же так происходит? С точки зрения Игоря Морозова, собственно ИТ-обучение началось у нас с вендорских программ (поначалу Novell, чуть позже Microsoft). Тогда, в начале 90-х, это были частные вендорские инициативы, обучение слушателей происходило, как правило, на территории офиса. В 1995 — 1998 гг. российские компании начали копировать модели сертифицированного обучения своих зарубежных коллег-конкурентов. Далее вендоры уже не стали справляться с подготовкой специалистов собственными силами и перешли на своеобразную партнерскую модель — авторизованное обучение, при котором вендор «делегирует право». Постепенно выделилось некоторое число достаточно популярных авторизованных учебных центров, причем количество предлагаемых курсов выросло с 10—20 на первом этапе до сотен в дальнейшем. Затем (в 2000—2002 гг.) количество переросло в качество, рынок изменился, и из неких «придатков» к ИТ-компаниям учебные центры превратились в самостоятельных участников ИТ-рынка. А в 2003 г. рынок оформился в кластер, подошел к критической фазе и начал стагнировать.

Игорь Морозов приводит собственную классификацию российских учебных центров в области ИТ. Первая группа — «сильный бренд» — «Микроинформ», «Сетевая академия ЛАНИТ» и собственно «Академия АйТи». Это бренды, под маркой которых продается комплексная программа, здесь отсутствует жесткая специализация на какой-либо конкретной технологии. Эти учебные центры более-менее универсальны и строят свою стратегию на доверии к определенной торговой марке. Вторая группа — специализированные: продукты и технологии Oracle — ФОРС, РДТЕХ; Microsoft — «Звезды и С»; RedCenter до сих пор специализировался на обучении технологиям Sun Microsystems, а «Информзащита» — в области информационной безопасности. Классифицируя учебные центры по ценам, Игорь Морозов выделяет ориентированные на корпоративный рынок — ФОРС, РДТЕХ (цены унифицированы, поскольку их диктует вендор) и нацеленные на конечного пользователя, например, «Специалист» (цены снижаются за счет массовости). Что же касается небольших региональных учебных центров, то Морозов полагает, что они находятся на грани выживания и постепенно исчезнут, так как требования вендоров к инфраструктуре обучения все ужесточаются, требуется дорогое оборудование.

Говоря о проблемах системы учебных ИТ-центров в России, Игорь Морозов отметил, что именно сейчас настал момент, когда УЦ должны преодолеть свою «зацикленность» на самих себе и попытаться интегрироваться в общий процесс, связанный с получением человеком образования, устройством его на работу, продвижением по карьерной лестнице, а также сменой профессии. И в последнее время потребности людей в дополнительном образовании, в повышении квалификации постоянно растут. До сих пор было так: есть вузы, есть дополнительное профессиональное образование (когда-то это называлось «Институт повышения квалификации»), есть работодатели. И с точки зрения руководителей «Академии АйТи» (и не только их), существует определенный разрыв между тем, какой специалист выходит из стен вуза, и тем, какой требуется работодателям.

В Академии полагают, что сейчас, как никогда, необходима специализированная система ИТ-образования, которая должна заполнить пробел между возможностями традиционного российского вуза и потребностями работодателя. Причем необходимо создавать не специализированные ИТ-институты, а особые образовательные комплексы, в которых бы интегрировалось и среднее, и высшее специальное образование, и переподготовка (повышение квалификации). Можно представить себе совершенно новый для нашей страны тип учебного заведения — комплекс, способный готовить специализированные кадры. Действительно, сегодня необходимы как специалисты со средним профессиональным образованием (для разработки ПО нужны кодировщики, тестировщики и т. д), так и специалисты высокой квалификации — аналитики, консультанты, топ-менеджеры.

Руководители «Академии АйТи» уже делали попытки изменить ситуацию с ИТ-образованием. В частности, выдвигали идею создания ИТ-магистратуры. Но не удалось преодолеть требования в области аттестации, аккредитации, увязки одного уровня образования с другим. В частности, как оказалось, нельзя создать магистратуру, не имея бакалавриата. Последнее же связано с изучением множества предметов — истории, философии или, например, физкультуры. А собственно магистратура — натаскивание человека в течение двух лет по определенной специальности — вполне могла бы быть создана на базе любого российского учебного центра категории «сильный бренд». Но пока не получается.

Тем не менее «Академия АйТи», по словам Игоря Морозова, постоянно предпринимает усилия в направлении создания подобного комплексного учебного заведения. При этом необходимо, с его точки зрения, «двигаться максимально близко к требованиям государства» и, с другой стороны, «приблизить требования государства к сегодняшним реалиям». Для этого руководители Академии работают в различных комитетах, комиссиях, ассоциациях, стараются по возможности влиять на формы государственного регулирования в данной области. И это, с их точки зрения, работа не на один год.